Интеллектуальный марафон для 9–11-х классов "Путешествие по островам Знаний"

Разделы: Внеклассная работа


Цели проводимого мероприятия:

  1. Развитие умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных способностей.
  2. Воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям, коллективной творческой деятельности.
  3. Развитие творческих способностей и умений учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, чёрный ящик.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

1. Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех, кто пришел сегодня принять участие в конкурсе знатоков и всех болельщиков! Сегодня на нашей игре давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.

Для этой игры нам понадобится жюри. Членами жюри сегодня являются: <представление жюри>

Приветствуем участников нашего интеллектуального конкурса.

Итак, мы начинаем.

Первый конкурс: “Приветствие команд”.

Команды представляют девиз, название, приветствие соперникам, жюри.

Любите ли вы путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по таинственным, познавательным островам знаний. Мудрые слова о путешествиях – как послания, найденные на берегу: красивые, вечные, прочитываемые в самый нужный момент. Я хочу зачитать вам высказывания о путешествиях, некоторые заставили меня улыбнуться, а некоторые задуматься. Но все они правдивы, они напомнят нам, зачем мы путешествуем: учиться и расти, самостоятельно преодолевать препятствия, расширить границы и воспитать понимание мира как целостности. Надеюсь, что и вы найдете в этих словах что-нибудь для себя…

«Через двадцать лет вы будете больше разочарованы тем, что не сделали, чем тем, что сделали. Поэтому отвязывайте канаты и отправляйтесь подальше от своей безопасной гавани. Поймайте попутный ветер парусами. Исследуйте, мечтайте, открывайте новое».
Марк Твен


«Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает только одну страницу»
Св. Августин


«Мы живем в чудесном мире, полном красоты, очарования и приключений. Этим приключениям нет конца, если мы ищем их с открытыми глазами». Джавахарлал Неру

«Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть».
Гилберт Честертон

«Дорога длиною в тысячу миль должна начаться с одного шага»
Лао Цзы

Итак, первый остров, который мы с вами посетим – Исторический. 

Вопросы на 1 балл

  1. Молодой дворянин, начинавший служить при дворе русского царя, имел звание: паж – новик – юнкер – гардемарин.
    Ответ: новик.
  2. Расставьте в хронологическом порядке: АННА ИОАНОВНА – ПЕТР I – ЕЛИЗАВЕТА – ЕКАТЕРИНА I – ПЕТР II
    Ответ: Петр I – Екатерина I – Петр II – Анна Иоанновна – Елизавета.

Вопрос на 2 балла

  • Перед вами гербы старинных городов Москвы, Великого Новгорода, Твери и Тары, на карточках поставьте против герба название города.

    Ответ: 1. Великий Новгород, 2. Тверь, 3. Тара, 4. Москва.

Вопрос на 3 балла

  • Точная дата его рождения неизвестна. Его юность пришлась на ту пору, когда над Русью просияла Куликовская победа, а став зрелым мастером, он принял монашество. Самые замечательные его работы были обнаружены в начале XX века в полусгнившем дровяном сарае на окраине небольшого городка. В 1988 году он был причислен к лику святых русской Православной церкви (о ком идет речь?)
    Ответ: Андрей Рублев.

Следующий остров Филологический

Вопросы на 1 балл

  1. Сколько лет Илья Муромец из одноименной былины был «неходячим», и где он провел это время?
    Ответ: 33 года, лежа на печи.
  2. Назовите русскую пословицу, соответствующую древней индийской поговорке «череда ночи и дня приносит забвение горя»?
    Ответ: «Утро вечера мудренее».

Вопрос на 2 балла

  • В образе какого зверя Онегин приснился Татьяне в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Ответ: В образе медведя.

Вопрос на 3 балла

  • Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки, так чтобы они образовывали известные словосочетания: научные термины или образные выражения. Если словосочетания будут подобраны правильно, то из первых букв левого столбика вы прочтете название известной картины.
    Прокруст Узел
    Избиение Изобилие
    Число Конюшня
    Елисейский Пи
    Тришкин Доска
    Авгий Ложе
    Лебедь Душа
    Интерактивная Младенец
    Рог Соната
    Русский Поле
    Луна Кафтан
    Инфракрасный Натрий
    Гордий Песня
    Едкий Луч

    Ответ:

    Гордий Узел
    Рог Изобилие
    Авгий Конюшня
    Число Пи
    Интерактивная Доска
    Прокруст Ложе
    Русский Душа
    Избиение Младенец
    Луна Соната
    Елисейский Поле
    Тришкин Кафтан
    Едкий Натрий
    Лебедь Песня
    Инфракрасный Луч

    Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Острова Информационно-Математический и Естествознания 

Вопросы на 1 балл

  1. (Биология) Какой химический элемент накапливается преимущественно в щитовидной железе?
  2. (Физика) Чтобы струна звучала тоньше, ее надо ослабить или натянуть?
  3. (Информатика) Считая, что каждый символ кодируется одним байтом определить информационный объем сообщения: Летняя школа 2010
  4. (Математика) Сколько прямоугольников в данной фигуре?
                             
  5. (Химия) В яблоке больше других органических кислот – яблочной кислоты, в щавеле – щавелевой, в лимоне – лимонной. А в смородине?

Ответы:

  1. Йод.
  2. Натянуть, так как частота колебаний струны обратно пропорциональна ее длине.
  3. 17.
  4. 15.
  5. Аскорбиновая.

Вопросы на 2 балла

  1. (Математика) Какой знак нужно поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, больше двух, но меньше трех?
  2. Путешественник попал в плен к кровожадным дикарям. По законам племени, каждого иностранца спрашивают о цели визита. Если при этом он скажет правду – его съедят, а если солжет, утопят в море. Как путешественнику остаться в живых?
  3. Законы физики утверждают, что темные тела нагреваются быстрее. Почему же аборигены экваториальных и тропических стран имеют темный цвет кожи?
  4. Можно ли уравновесить муху и слона? Приведите подробный ответ
  5. Сколько лет девочке, описанной в стихотворении А. Старикова? В какой класс она ходила? Сколько книг она носила в портфеле?
    Как хороша двоичная система
    И как проста в ней вычислительная схема!
    Забавна записи канва:
    Один с нулем не 10 здесь, а 2.
    Ей было тысяча сто лет,
    Она в сто первый класс ходила,
    В портфеле по сто книг носила
    Все это правда, а не бред.

Ответы:

  1. Запятую 2, 3.
  2. «Я приехал, чтобы вы меня утопили».
  3. Пигмент темного цвета – меланин – защищает от УФ излучения
  4. Да, можно. Поместить их на разные концы палки, закрепленной таким образом, что длины ее концов обратно пропорциональны весам находящихся на них тел (правила рычага).
  5. Девочке 12 лет, она ходит в 5 класс, в портфеле носит 4 книги. 

Вопросы на 3 балла (Черный ящик)

  1. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма).
  2. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло? (Головы египтян покрылись пеной. Так, если верить преданию, из соединения жиров и золы возникло мыло.)
  3. Плиний Старший описал случай, когда финикийские мореплаватели, застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды, которую везли на продажу. Что же они обнаружили на кострище утром? (Стекло.)
  4. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения).
  5. Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это? (Это соль, которой в частности пропитывали панцирь воина в Древней Греции).

Ведущий: Закончилось наше путешествие по островам Знаний.

Ну, вот и подошла к концу наша игра
И расстаться ненадолго нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались умом баллы добывать
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде у нас почёт.

Подведение итогов. Награждение.

Автор: (к данному мероприятию желательно разработать презентацию).