Программа "Основы графики. Виды графических техник и их использование в условиях современного урока"

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Программа элективного курса “Основы графики. Виды графических техник и их использование в условиях современного урока” предназначена для обзорного знакомства обучающихся с искусством графики, расширяет знания об истории развития графического искусства и выдающихся мастерах-графиках.

Цель – формирование интереса учащихся к искусству графики, дальнейшее формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Задачи:

  • обзорное знакомство с развитием графического искусства, его видами, особенностями;
  • расширение знаний и умений в области графики и графических техник;
  • приобщение обучающихся к графической культуре разных стран и народов.

Внимание уделяется практической работе: рисунку различными графическими материалами, знакомству с печатной графикой, выполнению доступных видов гравюр. Занятия графикой связаны с композицией, развивают образное восприятие, фантазию, эстетический вкус.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

  • основные сведения об искусстве графики, его возникновении и развитии;
  • основные сведения о художниках-мастерах графики и их произведениях;
  • виды, выразительные средства и особенности графики.

Учащиеся должны уметь:

  • творчески использовать полученную информацию на занятиях по изобразительному искусству и уметь ее применять, а также находить необходимую информацию в архивах, библиотеках, музеях, через Интернет;
  • выполнять рисунки различными графическими материалами;
  • выполнять печатные графические произведения (монотипию, гравюру на картоне);
  • уметь комбинировать материалы и способы их применения, использовать богатые изобразительные приемы рисунка и применять их на практике.

Формы контроля полученных знаний и умений разнообразны: выставка и обсуждение творческих работ, написание эссе, создание и защита презентации.

Процедуры контроля уровня успешности учащихся.

Вариант I. Выполнение и анализ графических работ. Оценка навыков. Устранение профессиональных затруднений.

Вариант II. Выставка работ. Написание эссе по результатам просмотра выставки. Обсуждение.

Вариант III. Создание презентации по теме изученного курса. Обсуждение.

Материал сопровождается презентацией “Искусство графики”. Программа позволяет сформировать практическую деятельность обучающихся в области графики, что побуждает к участию в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Включенный в программу материал может использоваться на уроках изобразительного искусства и МХК, истории и литературы, на занятиях в изостудиях, а также в качестве модульного блока на курсах повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Программа рассчитана на 16 часов. Возможно вариативное изменение продолжительности курса.

Учебно-тематический план.

Тема Кол-во часов Кол-во часов
1 Графика. История развития.
Виды графики. Образный язык графики.
Средства выразительности графики.
2 Лекция. Презентация. Обсуждение
2 Рисунок. Разнообразие графических техник.
Выполнение рисунков.
6 Беседа. Практическая работа
3 Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне.
Гравюра на линолеуме. Монотипия.
6 Беседа. Практическая работа
3 Итоговые контрольные процедуры 2 Выставка. Обсуждение

После прохождения программы предусматриваются консультации с преподавателем.

Словарь терминов

Бистрпрозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем.

Графикавид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка и обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями (от греч. grafo – пишу, черчу, рисую).

Гравюра (от фр. gravure – вырезать, выцарапывать), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на гравюрную доску гравером.

Гравюрная доскалюбой материал, на котором вырезана гравюра.

Итальянский карандаш – графический материал, изготавливается их жженой кости, скрепленной растительным клеем.

Коллаж (от фр. collage – наклеивание), прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, выполненное в этой технике.

Ксилография – гравюра на дереве

Линогравюра – гравюра на линолеуме

Литография – гравюра на камне.

Лубок (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.

Монотипиявид печатной графики; полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным.

Офорт (от фр. eau-forte – “крепкая водка”), вид гравюры на металле (цинк, медь), в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами.

Сангина – карандаши без оправы различных красно-коричневых тонов, во время работы ее можно смачивать и получать разнообразную толщину и плотность штриха.

Сепия – светло-коричневое красящее вещество, натуральная сепия изготовлялась из т.н. чернильного мешка морского моллюска-сепии; так же называется и вид графической техники.

Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

Эстамп (от фр. estamper– отпечатывать, отштамповывать), оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография.

Содержание тем

1. Графика. История развития. Виды графики. Образный язык. Средства выразительности (2 часа). Презентация “Искусство графики” (Приложение 1).

Графика – искусство изображения мира с помощью линий (Слайд 2). Первые графические изображения (Слайд 3). История развития графического искусства от наскальных изображений палеолита до полиграфических произведений и компьютерной графики. Известные мастера – графики. Виды графики. Графические материалы, инструменты и их особенности.

Рисунок (Слайд 4). Рисунок как основа всех изобразительных искусств. Линейный и тоновый рисунок (Слайд 5). Рисунок – набросок. Передача объема, освещенности, фактуры в тоновом рисунке. Силуэт – разновидность тонового рисунка, в котором контур заполнен ровным тоном. Уникальность и неповторимость рисунка, его художественная ценность.

История развития искусства рисунка. Рисунки в искусстве Древнего Египта, древневосточных цивилизаций. Рисунок в древнегреческой вазописи. Рисунки тушью в Китае и Японии. Линейный рисунок, архитектурный чертеж в средневековом искусстве. Рисунок в иконописи. Средневековая миниатюра. Рисунок в эпоху Возрождения 15–16-х веков (Пизанелло, А.Мантенья, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, П.Веронезе, А.Дюрер и другие). Карандашные портреты Я. Ванн Эйка, Х. Хольбейна младшего, Ж. и Ф.Клуэ. Смелые и свободные по манере рисунки Рембранта. Энергичные рисунки П.П.Рубенса. Гротескные наброски Ж.Калло. Натурные, жанровые, пейзажные рисунки А. Ватто, Ф. Буше, Ж.О.Фрагонара, Т.Гейнсборо. Острые рисунки Ф.Гойи, острогротескные рисунки О.Домье. Зарисовки художников барбизонской школы. Передающие момент движения рисунки художников-импрессионистов. Подчеркнуто графичный рисунок художников стиля “модерн”, рассчитанный на воспроизведение на страницах книг, журналов, газет (Т.Т.Хейне, О Бердсли). Рисунки постимпрессионистов – П. Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека, В. ван Гога. Политические рисунки К.Кольвица, Ф.Мазереля и др. Авангардистские, полные эксперимента рисунки Э.Кирхнера, А.Матисса, Ж.Брака, Ф.Леже. Остросатирические рисунки Ж.Эффеля, Х.Бидструпа. Рисунок в творчестве П.Пикассо. Натурный и композиционный рисунок А.Лосенко и П.Угрюмова в России 18–19 веков. Классическое совершенство формы, жизненная убедительность рисунков О.Кипренского, К.Брюллова, А.Иванова. Реализм в рисунках русских художников и художников-передвижников (И.Крамской, П.Чистяков, И.Репин, А.Васнецов, В.Серов, В.Врубель, В.Маковский). Книжная графика А.Бенуа, И.Билибина. Рисунки и иллюстрации Д.Шмаринова, Е.Кибрик, А.Дейнеки, Е.Лансере, Е.Чарушина, С.Герасимова и др.

Печатная графика. Тиражирование – особенность произведений печатной графики.

Гравюра (Слайд 6). Виды гравюр.

Выпуклые гравюры (ксилография – гравюра на дереве; линогравюра– гравюра на линолеуме; рельефная гравюра на металле) (Слайд 7).

Углубленные гравюры (резцовая гравюра; офорт и другие разновидности) (Слайд 8).

Плоские гравюры (литография – гравюра на камне) (Слайд 9). Оттиск. Эстамп.

Гравюра известна в Китае с 6–7-х веков. В Европе интерес к гравюре появился в эпоху Возрождения. Гравюры религиозного содержания 14 века. Резцовая гравюра 15–16-го веков (М.Шонгауэр, А.Монтенья, А.Дюрер, Пармиджанино и др.) Развитие в 16-м веке книжной ксилографии. Гравюра резцом 17века. Голландская школа офорта (Рембрант, Я.ван Рейсдал, А.ван Остаде). Распространение в 17-м веке в России гравюры на металле (С.Ушаков, Л.Бунин, А.Трухменский). Русский лубок конца 17 века. Офорты А.Ватто, Ж.О.Фрагонара, Дж. Тьеполо, А.Каналетто, У.Хогарта. Резцовые гравюрные аллегории, батальные сцены, пейзажи и портреты А.Зубова, И.Соколова, Н.Уткина, С.Галактионова, А.Ухтомского. Японская ксилография 17–18-го веков (О.Масанобу, С.Харунобу, К.Утамаро, К.Хокусаи, А.Хиросигэ и др.). Офорты Ф.Гойя. Торцовая гравюра на дереве В.Матэ. Офорты Ж.Милле, К.Коро, К.Писсаро, Т.Шевченко, И.Шишкина, В.Серова. И.Репина. Цикл офортов на революционную тему К.Кольвиц. Декоративная стилизация, модерн и возрождение ксилографии (У.Моррис, А.Остроумова-Лебедева). Ксилография и линогравюра 20 века (Ф.Мазерель, Л.Мендес, Р.Кац, Ли Хуа). Книжные гравюры и эстампы П.Пикассо, А.Матисса, Р.Дюфи. Реализм в гравюрах Р.Кента, А.Гранта. Тоновая гравюра И.Павлова и И.Соколова. Ксилография и цветная гравюра П.Шилинговского, В.Фалилеева. Психологизм и цельность линогравюр В.Фаворского, техничность и богатство тоновых переходов в линогравюрах М.Ахунова.

Графика станковая. Книжная и газетно-журнальная графика. (Слайд 10).

Прикладная графика. (Слайд 11). Плакат. (Слайд 12).

Станковая графика обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства – тематической композиции, портрету, пейзажу, натюрморту. Станковые произведения печатной графики тиражируются во многих экземплярах. Лубок – специфичный вид станковой графики. . (Слайд 13). Декоративная графика. Коллаж. (Слайд 14). Компьютерная графика.

Образный язык графики. Линия, штрих, пятно – основные выразительные средства графики. Контраст. Нюанс. Особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги. Черное и белое – основа образного языка графики.

2. Рисунок. Разнообразие графических материалов и техник. Выполнение рисунков (6 часов).

Рисунок. Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Рисунок линейный и тоновый. Светотеневые эффекты и пластическая моделировка. Разновидности рисунка – эскизы, наброски, зарисовки, этюды. Рисунки, отражающие архитектурный замысел.

Ограниченное использование разных цветов в рисунке. Рисунок как станковое произведение графики и как вспомогательный материал для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Рисунки, выполненные сухими красящими веществами (уголь, металлические штифты, итальянский и графитовый карандаш, сангина и др.). Рисунки, выполненные жидкими красящими веществами (тушь, бистр, сепия, чернила и др.). Основа для рисунка – папирус, пергамент, бумага белая и тонированная. Рисунок как средство познания художником действительности.

Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования. Комбинирование материалов в рисунке. Необычайное богатство изобразительных приемов и разновидностей рисунка. Монохромные и подцвеченные рисунки. Многоцветные рисунки. Акварель, гуашь, пастель, тушь – средства создания рисунка и живописных произведений. Выполнение рисунков разными материалами в различных графических техниках.

3. Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне. Гравюра на линолеуме. Монотипия (6 часов).

Гравюра. Гравюрная доска. Оттиск.

Виды гравюр. Выпуклые, плоские, углубленные гравюры. Выпуклые гравюры:

– ксилография – гравюра на дереве;
– линогравюра – гравюра на линолеуме;
– рельефная гравюра на металле (применялась до конца15 в., пластины латуни, олова, свинца обрабатывались штихелем).

Углубленная гравюра:

– резцовая гравюра – прорезание штихелем линий в поверхности металла;
– офорт – процарапывание гравировальной иглой рисунка на металлической доске, покрытой кислотоупорным лаком с последующим травлением доски;
– гравюра “сухой иглой”– процарапывание рисунка иглой на доске;
– акватинта – протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка и другие разновидности.

Плоская гравюра – литография – гравюра на камне.

Монохромные и цветные гравюры.

Рисунок – эскиз – это образ будущей гравюры. Лаконизм техники, сжатые средства выразительности. Отображение самого существенного. Состояние – стадия работы над гравюрой, фиксированная на каком-либо этапе.

Гравюра на картоне. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения гравюры на картоне: гофрированный картон, нож для бумаги, черная гуашь или тушь, широкая кисть, цветная и белая бумага, карандаш. Особенности работы. Выполнение эскиза гравюры и ее зеркального изображения. Выполнение рисунка на картоне. Вырезание. Печатание оттисков.

Гравюра на линолеуме. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения линогравюры. Особенности выполнения. Организация рабочего места. Упражнения.

Монотипия – вид печатной графики. Полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным. Цветная монотипия тонкостью цветовых отношений напоминает акварель. Техника известна с 17 века, распространилась с 19 века (Е.Кругликова, Е.Шевченко и другие авторы). Выполнение монотипии.

4. Итоговые контрольные процедуры (2 часа).

Источники информации.

  1. Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.
  2. Н.М.Сокольникова. Словарь терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
  3. А.С.Щипанов. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение,1975.
  4. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. Т.1,2.
  5. “Школа изобразительного искусства”. – М.: Изобразительное искусство,1994. №5.
  6. http://www.hudojnik.ru; http://>www.bibliotekar.ru; http://www.arttrans.com; http://www.museum.ru , ru.wikipedia.org