Программа элективного курса по английскому языку "Готовимся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Письмо»"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка.

Предлагаемый курс на основе УМК « RISING STAR» Люка Продромоу Издательства MACMILLAN предназначен для учащихся 10-х и (или) 11 классов филологического профиля, а также для учащихся 10 –х и (или) 11-х классов, желающих овладеть основами письменного общения на английском языке и подготовиться к сдаче экзамена в режиме ЕГЭ.

Компетентностный подход в современном образовании предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов, т.е. владение различными функциональными стилями деловой и личной переписки, мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке для использования, как в дальнейшей профессиональной деятельности, так и в дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Более того, сдавая экзамен по английскому языку в режиме ЕГЭ, учащиеся обязаны выполнить задания из раздела «Письмо», показав знание правил различных видов иноязычного письма.

Однако письмо выполняет в современном образовательном процессе лишь вспомогательную функцию. Не все УМК в достаточной степени уделяют внимание развитию письменной речи. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии, требованиями к сдаче экзамена и содержанием обучения, обусловлена актуальность данного элективного курса.

Цель курса.

Основной целью элективного курса является развитие у учащихся практических навыков беззатруднительного использования базовых жанров и стилей иноязычной письменной формы языка для решения учебных (подготовка к ЕГЭ), личностных и, в дальнейшем, профессиональных задач обучаемых.

Данный элективный курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

  1. Развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами иноязычной письменной речи.
  2. Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
  3. Развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие трудности
  4. Развитие компенсаторной компетенции, а именно умения использовать лингвистическую и контекстуальную догадку, использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
  5. Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.

Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

  1. Обучить школьников различным видам иноязычного письма.
  2. Обучить находить дифференциальные признаки текстов заданных жанров и стилей.
  3. Обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с определенными жанрами и стилями письменной речи.
  4. Обучить созданию собственных творческих текстов аналогичного жанрово-стилевого формата письменной речи на иностранном языке.
  5. В учебно-познавательной области дать учащимся знания о различных типах деловых писем, особенностях электронной коммуникации, о правилах написания статьи в журнал и доклада, особенностях написания сочинения описательного характера и сочинения выражающего собственное мнение.

Основное содержание курса.

Курс рассчитан на 34 учебных часа и состоит из 11 тематических разделов по 3 урока каждый.

Обучение иноязычной письменной речи в рамках данного курса построено на лингвистическом или формально-структурном подходе, а именно учащимся предлагается текст и внимание учащихся привлекается к форме письменного текста. Они овладевают навыками оперирования конкретными моделями, которые формируются с помощью представленных учителем заданий из вышеупомянутого УМК, из учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, компьютерной программы, необходимого речевого и языкового материала (клише, правила, образцы).

Через анализ образцовых текстов осознаются и изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные тексты: статья в журнал, доклад, e-mail, сочинение и т.д.

Для того чтобы создавать собственные письменные высказывания учащиеся должны овладеть умениями:

  1. Планировать последовательность изложения материала.
  2. Формулировать идею и развитие темы.
  3. Учитывать ситуацию общения: куда, с какой целью пишется текст.
  4. Использовать соответствующий стиль речи (разговорный, научно-деловой, художественно-публицистический).
  5. Использовать соответствующие письменные формы выражения мысли – типы речи: описание (предмета, места, среды, человека), повествование, рассуждение и их комбинации.

Поэтому в основе курса лежат следующие методические принципы:

  • междисциплинарная интеграция с такими дисциплинами как развитие речи и русский язык;
  • контекстуальное введение лексики;
  • темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся;
  • обучение учащихся строится на основе сотрудничества;
  • учитываются индивидуальные особенности учащихся (аудиал, визуал, кинестетик);
  • учащиеся работают в группах, парах, индивидуально, коллективно.

Ожидаемые результаты изучения курса.

В результате прохождения курса старшеклассники:

  1. Овладеют лексическим запасом в соответствии с темами письменной коммуникации
  2. Овладеют специфической лексикой, характерной для определенного жанра и стиля письменной речи
  3. Научатся находить определенные признаки текстов заданных жанров и стилей
  4. Научатся создавать собственные творческие тексты аналогичного жанрово-стилевого формата
  5. Научатся работать в команде, распределять обязанности в команде, отвечать за свою часть работы и за работу команды в целом.

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела с помощью критериев оценки выполнения заданий части «Письмо» ЕГЭ, 2007 г., а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля, а также взаимопроверки посредством Student evaluation card.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Тематическое планирование.

Вид письменного задания Тематическое содержание письменного задания Кол-во часов
1. Деловое письмо (письмо-жалоба) Каникулы. Жизнь в летнем лагере. Путешествие. 3
2. Деловое письмо (письмо- запрос информации) Вступление в международные организации.

Как провести каникулы в другой стране.

3
3. Деловое письмо (письмо-описание). Путешествие (забытые вещи в отеле). 3
4. Деловое письмо (письмо о приеме на работу/учебу). Работа в летнее время. Получение образования в другой стране. 3
5. Неофициальное письмо (письмо личного характера). Приглашение посетить свою страну (времена года, погода, одежда, достопримечательности). Описание своего дня рождения. Впечатления о посещении страны, города. 3
6. Электронное письмо (E-mail). Планы на выходные/на летние каникулы. Впечатления от путешествия. 3
7. Статья в журнал. Твоя страна. Здоровый образ жизни. Суеверия в моей стране. Дружба и друзья. 3
8. Доклад. Достопримечательности твоей страны и других стран. Путешествие. Проблемы транспорта в вашем городе. Школа, спортивные сооружения в школе. 3
9. Сочинение-описание. Праздники. Описание картины. 3
10. Сочинение, выражающее собственное мнение. Телевидение. Жизнь сейчас и 200 лет назад. Школа. Самые важные предметы в школе. 3
11. Обзор книги. Информация о писателе. Краткое изложение содержания. Описание главных героев. Выражение своего мнения о книге. 3

Всего – 33 часа. 1 час выделяется на первое занятие для ознакомления с целями и задачами данного курса.

Примерные ситуации для письменного сообщения приведены в Приложении 4.

Литература:

  1. Афанасьева О.В. и др. Подготовка к итоговой аттестации по английскому языку. Тестирование. Серия «Единый госэкзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  2. Деловой иностранный (английский, немецкий) Элективный курс Методическое пособие под общей редакцией В. И. Авершина Издательство ИПКиПРО, Пенза, 2007.
  3. Единый государственный экзамен по английскому языку. Демонстрационный вариант КИМ 2007 года// Английский язык в школе. – 2007. - №2 (18). – С.12.
  4. Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика (на примере УМК «Business English for Schools»)// Английский язык в школе. -2007. -№2(18). – С.50.
  5. Luke Prodromou «Rising Star. An Intermediate Course» – MACMILLAN, 2007.
  6. Luke Prodromou «Rising Star. A Pre –First Certificate Course» – MACMILLAN, 2006.
  7. Маслыко Е.А., Бабинская П.К Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск «Вышэйшая школа», 1999.
  8. Оноприенко Т.Н. Авторская программа: требования к структуре и содержанию. Методические рекомендации. Издательство Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Пенза, 2005.
  9. Портал «Российское образование» www.edu.ru –программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.
  10. Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М, В.Ломоносова; Школа им. А.Н. Колмогорова http://www/pms.ru./programmyi/15. html - программы элективных курсов по ряду предметов, включая английский язык.
  11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002.
  12. Федорова Г.Н. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и централизованному тестированию по английскому языку. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.