Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели. Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места произрастания, пользе трав.

Ход занятия

Воспит. Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав нас в гости жди…” (Дети открывают глаза, перед ними дидактический материал по темам: “Травянистые растения”, “Лекарственные растения”). Итак, перед вами самые обычные травы. Иногда мы их не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные. (Стук в дверь, входит гость).

Бабушка Лукерья. Никак гости у нас в лесу. Давайте знакомиться. Зовут меня Лукерья – травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав). Обратите внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенченный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.

Ребята, как вы думаете, что такое трава? (ответы детей). Да, трава – это прежде всего растение с мягким, тонким стеблем. А если эти травы растут все вместе в лесу, на поляне, на лугу, то мы их называем красивым словом – разнотравье.

Давайте подумаем, в чем мы можем найти различия и сходство между травами и другими растениями – деревьями, кустарниками (ответы детей). А что можно сказать о возрасте трав и деревьев? (предположения детей). Деревья растут много лет, а травы живут недолго: многолетние до 5-ти лет, однолетние – один год. Вы наверное засиделись. Пройдёмся по моим владениям и я вам расскажу, где и какие травы растут. (Дети в ходе рассказа переходят от стенда к стенду).

Посмотрите, это луг. Мы видим золотые головки одуванчиков, розовые шапочки клевера. В поле, во ржи, видим васильки. Вот лесная опушка. Здесь мы видим иван-чай, ромашки. А возле дороги мы узнаём подорожник, лопух. На пустырях любят селиться пижма, крапива, ромашка.

Ребята, мне пора отправляться на сбор трав, но если вам интересно узнать о каждом растении, то мы с вами встретимся ещё не раз. А сейчас на память о нашей встрече, нарисуйте понравившийся цветок. (Рисование).

План-конспект беседы “Травы”

Цели. Продолжать знакомить детей с травянистыми растениями, местами их произрастания, рассказать о пользе, которую приносят травы животным и насекомым, учить устанавливать простейшие связи между объектами природы.

Ход занятия

Воспит. Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о травах, их строении и внешнем виде.

Да, трава – это небольшое растение, у которого есть корень, стебель, листья, цветы и семена.

А что вы знаете о возрасте трав? Где растёт трава? А сейчас посмотрите на плакат. Кого вы видите? (ответы детей). Это кузнечики, бабочки, жучки, муравьи, шмели. Как одним словом назвать этих обитателей лесов, лугов и полей? (насекомые).

Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? (размышления детей). Что вы заметили на этом плакате? Изумрудного кузнечика ни за что не заметишь среди зелёных травинок. А бабочка, когда сложит свои крылышки, становится похожей на цветок. Под листком не видно и жучков. Насекомые могут скрываться в траве от зорких глаз птиц.

Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают насекомых в гости и щедро потчуют их сладким нектаром, спрятанным в глубине каждого цветка. Пчёлы, шмели и бабочки высасывают нектар прозрачными хоботками, словно пьют его через соломинку. И, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Так что же полезного дают травы насекомым? (приют и корм).

Физминутка “Кузнечики”

Дружат с травами и птицы. Какую роль в жизни птиц играет трава? (предположения детей) некоторые птицы вьют гнёзда в траве, например, жаворонок. А ещё птицы любят клевать семена трав.

Подумайте, кто из лесных зверей любит полакомиться душистыми травами? (можно загадать загадки). Верно, серенький зайчишка. Зимой зайцы объедают горькую кору молодых осин, а вот весной и летом зайцам в лесу раздолье – вдоволь свежих сочных трав.

Угощаться сочной травой любит и косолапый мишка. Если весной он находит лесную полянку со свежими ароматными травами, то с аппетитом поедает их. Словно он не медведь, а домашняя Бурёнка. Любят траву и лоси, и кабаны.

А теперь поговорим и о домашних животных. Кого можно встретить на лугах, когда зеленеет молодая травка? (ответы детей). Щиплют травку и козы, и овцы, пасутся на лугах коровы и стройные лошадки. Этих животных называют травоядными, потому что трава – их основной корм.

План-конспект беседы “Травы, которые лечат”

Цели. Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятии “целебные травы”; знакомить с местами их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

Ход занятия

Бабушка Лукерья. Здравствуйте, мои дорогие. Очень рада вновь видеть вас у себя. Посмотрите, что я приготовила к нашей встрече (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”. Как вы понимаете эти слова? (размышления детей). Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны!

Как вы думаете, ребята, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? Или достаточно сорвать первые, попавшие на глаза растения? (ответы детей). Да, вы правы. Собирание лечебных, целебных трав целая наука. Меня ещё моя бабушка учила секретам сбора трав. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Итак, первое правило: нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.

Второе правило: нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

Посмотрите, какие лечебные травы я заготовила. Сейчас мы их рассмотрим, а в другой раз я расскажу вам отдельно о каждом сборе, его свойствах (дети рассматривают пучки разных трав).

Ребята, в заключении я хочу отметить, что травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.

Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса.
Ветер травы качает упруго
И мне чудятся их голоса.
Они шепчут: “Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
До свиданья, друзья, до новых встреч.

План-конспект беседы “Подорожник”

Цели. Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; местах, где произрастают растения; с особенностями его внешнего вида и строения; учить анализировать, делать несложные умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, так сегодня спешила к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.

Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козлёнок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

План-конспект беседы “Лопух” (репейник)

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их внешним видом и целебными свойствами. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Рада встрече с вами. А сейчас я вам покажу одно растение. Я уверена, вы его узнаете. Вот, посмотрите (показывает). Что это за растение? (лопух). Да, обыкновенный лопух, который мы встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов. Давайте его рассмотрим. У лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками. А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух – медоносом.

Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

Правильно, колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

План-конспект беседы “Зверобой”

Цели. Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью; уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе, учить делать умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.

Цветок это дорогу окаймляет
Узкой, ярко-жёлтой полосой.
Сердце мое радует, пленяет,
Он своею солнечной красой.
Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку.
Выйду на дорогу полевую,
В воздухе разлит душистый зной.
Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я
Зверобоя венчик золотой.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей0. Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:

Если расцвёл зверобой,
Значит лето в зените.
Тают в дали голубой
Тучек влажные нити.

Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

(Бабушка угощает детей чаем).

А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её.
Золотист, красив на вид,
Для коров – ядовит. (зверобой)

План-конспект беседы “Василёк”

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, уточнить внешний вид цветка, места его произрастания, целебные свойства.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, мои милые детишки. Сегодня мы познакомимся с очень полезным растением.

Ты скажи, полевой цветок, скажи,
Ты зачем, василёк, расцветаешь во ржи7

Из этих строк мы уже поняли, что в основном василёк растёт во ржи. Давайте внимательно рассмотрим этот цветок. У василька прямой, слегка опушённый волосками стебель, тёмно-зелёные листья с острыми зубчиками, цветок крупный, ярко-синий. Своим ярким цветом он выделяется в золотистых колосьях ржи и пшеницы, приятный аромат манит насекомых. Что вам, дети напоминает цвет василька? (цвет чистого неба, голубизны рек).

У василька полевого есть брат, василёк луговой. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом). Правильно, василёк луговой выделяется среди луговой травы яркими розовыми цветами. Его листья слегка удлинены и из-за мягких белесых волосков листья кажутся сребристо-седыми. Цветок лугового василька похож на узкую длинную трубочку. В цветах находится несколько порций пыльцы, которую и собирают насекомые. Когда насекомые касаются цветка, зубчики лепестков разгибаются и пыльца попадает к насекомому.

Васильки цветут долго – все три летних месяца. Но вот что интересно, к концу лета цвет васильков меняется: ярко-синий становится голубым, ярко-розовый – белеет. Это изменение очень понятно насекомым: в таких цветах почти нет мёда.

Цветок василька синего заготавливают в период полного цветения, а также собирают листья и семена. Розовые цветы василька собирают во время цветения, а его корни – поздней осенью.

Два вида этих васильков используют для изготовления настоев (измельчают и заваривают кипятком). Семена васильков и листья измельчают и прикладывают к ранам. Растение помогает понизить температуру, снимает боль, способствует заживлению ран.

Вот какой полезный цветок василёк.

План-конспект беседы “Вьюнок”

Цели. Продолжать знакомить детей с травами, имеющими целебные свойства, научить распознавать растение по внешнему виду, узнавать места его произрастания.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, уже много раз вы радовали меня тем, что отгадывали названия растений. И на это раз вы сможете сами догадаться, о каком растении пойдёт разговор.

Поднимаюсь я всё выше,
Выше сливы, выше вишни.
Сплошь ограды я увил
И цветы свои раскрыл.
Догадались? (вьюнок)

Это вьюн, вьюнок. Название цветка говорит само за себя. Это вьющаяся трава, его гибкие, тонкие стебли обвивают ограды, беседки, стволы деревьев и другие, рядом растущие травы.

Его гибкий стебелёк
На забор забраться мог.

В самом деле стебель вьюна похож на проволоку. Листья вьюна располагаются на стеблях по очереди, один за другим, они сужаются на концах, словно острые стрелки. В начале лета на гибких стеблях раскрываются крупные красивые цветы, похожие на колокольчики. Они окрашены в бело-розовый цвет.

В детстве мы звали вьюнок граммофончиком,
То розоваты его колокольчики,
То лиловаты, как аметист,
Дивный цветок и красив и душист.

А ещё, ребята, с издавна люди называли вьюнок “живыми часами”. Они всегда раскрываются в одно и тоже время, в 7-8 часов утра. А ещё вьюнок предсказывает погоду: цветы вьюна не раскрываются, если будет дождливая, пасмурная погода. Дона беда, если вьюн сильно оплетает садовые деревья и кустарники, то огородники огорчаются. Зато отваром из вьюна можно вылечить желудок и избавиться от бессонницы.

План-конспект беседы “Земляника”

Цели. Расширять знания детей о лекарственных растениях, учить описывать внешний вид; уточнить места произрастания и целебные свойства земляники. Развивать обоняние, мышление, активизировать речь детей.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, ребята. А я вас ждала. Ну-ка приготовьте свои носики, вдохните. Что вы почувствовали? (запах). А что он вам напоминает? (ответы детей). Да. Мои хорошие, пахнет вкусной, ароматной ягодой земляникой. Я из листиков и ягод заварила чай, потом вас угощу.

Доводилось ли вам собирать на полянке, прогретой солнышком, алые ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная).

Посмотрите на кустик земляники, что вы видите? (ответы детей). Невысокое травянистое растение, земляника, имеет стебель, листья, цветы (до созревания) и ягоды. Обратите внимание на побеги, они ползучие, длинные – это усы. Усы тянутся по земле и пускают корни. Посмотрите на листики, что они напоминают? (трилистник). Сверху листья светло – зеленые, внизу – серебристо – серые. В конце мая раскрываются цветы: пять белых лепестков окружают небольшое желтовато – серое сердечко. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок и потом, на месте этого сердечка появляется ягодка. Вот такие ягодки я засушила, а сейчас заварила для вас.

Земляника – самая ранняя ягода. Она растет на опушках, полянках, возле сосновых пней. Словно огоньки зажигаются ягодки в траве. Есть такая пословица: “ Ради земляники не раз земле поклонишься”. Объясните, как вы её понимаете? (ответы детей). Вспомните сказку В. Катаева “Кувшин и дудочка”. Действительно, непросто собирать эту вкусную и полезную ягоду.

Послушайте еще одну пословицу: “Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год”. Вот как в народе говорят про землянику. А почему? (ответы детей). Может быть кому – то из вас приходилось лечиться отварами и чаями из земляники? (ответы детей). Да, при болезнях горла, при простудах вас вылечит и порадует земляничный чай.

(Бабушка Лукерья угощает детей чаем). Угощайтесь. Приходите еще в гости.

Используемая литература

Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.

Приложение