Планирование воспитательно-образовательной работы художественно-эстетического направления (музыка) в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


  • Планирование является одним из разделов работы по музыкальному воспитанию и осуществляется после проведения диагностики.
  • Планирование дает возможность установить гармонию между всеми видами музыкальной деятельности и всеми формами ее организации.
  • Планирование позволяет обеспечить последовательность музыкального развития каждого ребенка и продвижение коллективов в каждой возрастной группе.
  • Форма планирования выбирается самостоятельно каждым конкретным ДОУ, утверждается на педагогическом совете и должна обеспечить качество образования.
  • Разрабатывая планы, педагог должен опираться на основные дидактические принципы.
  • Условиями грамотного планирования являются – знание программы, методической литературы по дошкольному воспитанию, учет особенностей группы на которой осуществляется работа, а также условий конкретного ДОУ, его традиций и взаимосвязь всех специалистов, участвующих в воспитательно-образовательном процессе.
  • В ДОУ разрабатываются – годовой, перспективный и календарный планы.
  • В структуру календарного плана входят – содержание, программные задачи, методические приемы, репертуар.
  • В содержание календарного плана входят – музыкально -ритмические движения, слушание музыки, пение, танец, игра.
  • Задачи и содержание музыкального воспитания определяют выбор методов и приемов обучения.
  • Выбор задач и приемов определяется этапом работы над музыкальным произведением.

Проблема планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду по-прежнему актуальна.

Планирование является одним из разделов работы по музыкальному воспитанию и осуществляется педагогом после проведения диагностики.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Говоря о значении планирования музыкального развития детей дошкольного возраста, Н.А.Ветлугина отмечала: “Задачи методики музыкального воспитания не могут быть выполнены без тщательного планирования и учета всего хода работы. Планирование позволяет установить гармонию между всеми видами музыкальной деятельности и всеми формами ее организации. Планирование и учет позволит обеспечить последовательность музыкального развития каждого ребенка и продвижение коллективов детей в каждой возрастной группе. Поэтому планирование можно рассматривать как один из способов управления сложной воспитательной работой.

Нельзя осуществить принципы систематичности в применении всех педагогических воздействий, не намечая, что и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей”.

Согласно Приказа Министерства Народного Образования РСФСР от 20 сентября 1988 года №4 (Информационный Сборник Министерства Народного Образования РСФСР 1988 года №36, с.5), календарный план на день или неделю входит в обязательный перечень документации музыкального руководителя и ведется в свободной форме.

Приказ Народного Образования является документом федерального уровня. Однако каждое ДОУ устанавливает свои локальные документы, которые не должны противоречить документам федерального и муниципального уровня.

Принимаются и утверждаются эти документы педагогическим советом ДОУ. Он может принять решения по функционированию педагогического коллектива и это будет законом для всего ДОУ. Таким образом, в одном ДОУ планирование будет осуществляться на один день или неделю (как это определено Приказом Министерства Народного Образования), а в другом – на две недели или месяц (согласно локальной документации ДОУ).

Форма планирования также выбирается каждым конкретным ДОУ и должна обеспечивать качество образования.

Независимо от формы, при осуществлении планирования, педагоги должны опираться на основные дидактические принципы:

– принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;

– принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач, обеспечение прочности усвоения знаний и умений;

– принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе его ведущих компонентов (цель, содержание, средства, результат);

– принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

– принцип сознательности и активности в процессе усвоения материала, сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.

Условия правильного планирования:

  1. Знание педагогом “Программы” во всех возрастных группах и не только по разделу “Музыкальное воспитание”, но и по другим разделам.
  2. Знание особенностей психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Согласно должностной инструкции музыкального руководителя №1 18 (Г.Б. Ларионова “Должностные инструкции сотрудников), на должность музыкального руководителя должны назначаться лица с высшим или средним специальным педагогическим и музыкальным образованием.
  3. Знание методической литературы по дошкольному воспитанию и умение пользоваться ею.
  4. Учет особенностей групп, на которых осуществляется работа. Например, в группах раннего возраста планирование характеризуется следующим:
  5. Учет индивидуальных особенностей отдельных детей (на основе данных диагностики).
  6. Учет условий (наличие оборудование, традиции д/с и т.д.).
  7. Взаимосвязь всех специалистов ДОУ, участвующих в воспитательно-образовательном процессе.

Виды планирования:

  • годовой план ДОУ;
  • перспективный план педагога;
  • календарный план педагога.

Годовой план разрабатывается администрацией ДОУ и утверждается педагогическим советом. Задачи, намеченные в годовом плане ДОУ, отражаются в конкретных планах педагогов.

Перспективный план определяет систему работы с детьми, родителями и педагогами, обеспечивает ее целенаправленность и результативность. В перспективном плане конкретизируются программные задачи по всем видам музыкальной деятельности с учетом всех форм их организации; указывается репертуар (а в течение года учитывается последовательность усложнения репертуара). Форма записи перспективного плана определяется самим педагогом.

Календарный план составляется на основе перспективного. В нем планируется программное содержание, музыкальный репертуар и методические приемы на каждое занятие. План должен отразить структуру занятия, его ход.

Так как мы календарное планирование является обязательным документом, сегодня мы остановимся на нем подробно.

В нашем ДОУ календарный план имеет следующую структуру:

  • содержание;
  • программные задачи;
  • методические приемы;
  • репертуар.

Содержание календарного плана представляет собой классическую структуру музыкального занятия, построенного с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, и состоит из 5 частей:

  • музыкально-ритмические движения;
  • слушание;
  • пение;
  • танец;
  • игра.

Осуществляя календарное планирование, педагог должен прежде всего наметить программные задачи (согласно той программы, по которой работает ДОУ). Задачи ставятся образовательные, развивающие, воспитательные (формирование интереса, самостоятельности, коммуникативных навыков и т.д.). Чем подробнее и конкретнее будут спланированы программные задачи, тем легче педагогу осуществить их в ходе занятия. Задача ставится одна, а приемов для ее реализации может быть много.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют выбор методов и приемов обучения.

Для того чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов должны применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод), через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие) создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения заданий), к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Выбор задач, методов и приемов определяется этапом работы над музыкальным произведением.

Выбор методов и приемов зависит от возраста детей.

Примерный перспективный план