Урок обобщения в 5-м классе "Все действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Типология урока: комплексное применение знаний и способов действий.

Цели:

  • Образовательные: сформировать практические умения по данной теме (показать проктическое приложение изучаемой теории, систематизировать знания, совершенствовать полученные навыки.
  • Воспитательные: формирование активности, взаимопомощи, самостоятельности, самоконтроля, коллективизма, творческого отношения к делу.
  • Развивающие: выделять смысловые опорные пункты, обобщать, оперировать математическими понятиями.

Оборудование: проектор, экран

Этапы урока:

I. Устная работа.

1) 4,2 : 2,1 =
2) 4,2 : 1,4 =
3) 7,1 : 10 =
4) 5,6 : 7 =
5) 65,1 х 0,1 =
6) 4,1 х 5 =
7) 13 х 11 =
8) 0,475 : 0,001 =
9) 1,1 х 0,7 =
10) 2,5 х 0,4 =
11) 1,8 : 9 =
12) 0,72 : 0,8 =
13) 0,888 : 0,04 =
14) 4,55 х 10 =
15) 78 х 11 =
16) 23,4 : 0,1 =

Вопросы:

  1. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей;
  2. Сформулируйте правило вычитания дробей;
  3. Сформулируйте правило умножения дробей;
  4. Сформулируйте правило деления на десятичные дроби.
  Историческая справка. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид ибн Масуд (это его полное имя), работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV в. Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

 

II. Работа в парах.

Продолжаем узнавать удивительное на нашей планете.

Задание 1. Какая рыба без чешуи?

Щука – 4,3; налим – 3,5; сом – 2; карась – 3; окунь – 6,1

 

Сом. Это очень спокойная, ленивая рыба с большим жировым слоем под кожей. Ест все подряд. Видимо, из-за этих качеств сома иногда называют речным поросенком.

Задание 2. Из какой сказки слова: “А дорога далека, а корзинка нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок”?

“Три медведя” – 8,3; “Медведь” – 7,1; “Маша и медведь” – 7.

 

 

“Маша и медведь”. Бурые медведи, которые обитают в европейской части России, всегда вызывали симпатии у жителей нашей страны. О них придумано много сказок. Принято считать медведя животным спокойным и бесхитростным, но он совсем не безобидне. Это сильное животное становится страшным, когда страдает от голода, от раны.

Задание 3. Какое озеро в нашей стране называют жемчужиной планеты?

Чудское озеро – 1,3; озеро Ильмень – 3,6; озеро Байкал – 2,3.

 

 

Байкал. Это самое глубокое ппресноводное озеро в нашей стране. Здесь водятся ценные породы рыб: омуль, осетр. Знаменит Байкал необычайно чистой водой.

Задание 4. Какая самая яркая звезда на зимнем ночном небе в северном полушарии?

Вега – 5; Сириус – 4; Альтаир – 6.

 

 

Сириус. В ясный зимний вечер эту звезду не трудно найти на небе. Она выделятся среди других своим ярким голубатым мерцанием. Египетские жрецы называли сириус священной звездой. По движению сириуса они предсказывали разливы Нива. По наблюдениям за Сириусом и Солнцем египетские жрецы расчитали, что год продолжается 365 суток, и разработали самый первый в истории календарь.

Задание 5. Какое животное бегает быстрей всех?

Лось – 10; гепард – 4; заяц – 8.

Гепард. По внешнему виду гепард напоминате крупную собаку с длинными ногами и небольшой кошачьей мордой. Гепард быстро привыкает к человеку и становится ручным. Приручать его стали давно и использовали для охоты. Охота с гепардом широко распространена в Индии.

Задание 6. Какая птица может ходить по дну водоема?

Сойка – 5, 1; оляпка – 4; ласточка – 8.

Оляпка. Эта певчая птичка не относится к водоплавающим, но очень на них похожа. Как у многих водоплавающих птиц ее перья всегда смазаны жиром, поэтому они не намокают. Но оляпка не плавает в воде, а ныряет в водоем и бегает по дну, цеплясь за его неровности. На дне она ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу выносит на берег и съедает. Ныряет оляпка и в том случае, когда ей надо спастись от врагов.

III. Cамостоятельная работа

Вычислить значение выражений:

Вариант I Вариант II
3,712 : (7 – 3,8) + 1,3 х (2,74 + 0,66) = (3,4 : 1,7 + 0,57 : 1,9) х 4,9 + 0,0825 : 2,75 =

IY. Фронтальная работа

Решить уравнение: (Дидактический материал. Математика 5 класс. А.П.Ершова, В.В.Голобородька стр. 132)

(0,24 – х) 0,37 = 0,074

Решите задачу:

С двух станций, расстояние между которыми равно 531,76 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда и встретились через 3,4 ч. Найдите скорости поездов, если известно, что скорость одного из них в 1,3 раза больше скорости другого.

V. Заключительный этап итог урока (рефлексия, самооценка).