"Мои помощники – руки". Формирование мелкой моторики как необходимое условие речевого развития ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. В нашей группе уделяется большое внимание активизации речевого развития ребенка, через пальчиковую гимнастику и специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением. Пальчиковые игры мы берем с самого раннего возраста. Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как “Посолим суп” (собранные в щепоть пальцы имитируем движение); “Птички” (птички “склевывают” зернышки); “Почистим клювик” (большим пальцем дети тщательно со всех сторон “очищают” каждый пальчик ведущей руки). Проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Именно, на мой взгляд, необходимо развивать у детей мелкую и крупную моторику рук с самого раннего возраста, так как это влияет на развитие речи детей.

Формирование мелкой моторики это необходимое условие речевого развития ребенка.

Цель:

  1. Формировать представление о том, что руки – важная часть человеческого тела.
  2. Совершенствовать координацию движений рук.
  3. Закреплять умение отвечать на вопросы, четко проговаривая слова. Активизировать словарь: ладонь, кулак, умница, вежливый.

Материал: микрофон, корзина, мячики, коробки с набором цветных геометрических фигур, рисунок “Солнце”, счетные палочки.

Предварительная работа: ежедневное выполнение пальчиковой гимнастики и массажа рук. Беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков; чтение сказки К.И. Чуковского “Мойдодыр”.

Ход занятия

Дети заходят, встают около стульчиков, здороваются с гостями. На фланелеграфе рисунок “Солнце”.

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими ушками, глазками, ручками.

Проводится пальчиковая гимнастика “Доброе утро”.

С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?

(Поглаживаем веки, хлопаем ресничками).

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

(Поглаживаем ушки, прикладываем ладошки к ушкам).

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

(Поглаживаем ножки, притоптываем).

С добрым утром, солнце!

(Руки раскрываются навстречу солнцу).

Я, проснулась!

(Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).

В: Ребята, когда люди здороваются, они передают друг другу пожелание здоровья, хорошего настроения, любви. Скажите, зачем человеку нужны руки? Ответить нам поможет “волшебный микрофон”.

(Дети отвечают поочередно, передавая микрофон по кругу)

В: Молодцы! А теперь скажите, сколько у каждого из вас рук?

Д: Две.

В: Как называется эта рука? (показывает правую руку)

Д: Правая рука.

В: Как называется эта рука? (показывает левую руку)

Д: Левая рука.

В: Сегодня мы поговорим о том, как руки нам помогают.

Проводится игра “Повтори за мной”. Дети выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.

Утром я проснусь
Сладко потянусь
(Поднимают руки вверх, потягиваются).
Умываться не забуду
И одеваться буду
(Поглаживают ладонями лицо, имитируют процесс одевания).
Прихожу я в детский сад,
Я зарядку делать рад
(Шагают на месте, высоко поднимая колени).
(Поднимают руки вверх, разводят в стороны, опускают вниз).
Кашу я на завтрак съем
И скажу спасибо всем
(Держат воображаемую ложку, подносят ее ко рту).
(Кивают головой).
Так цветы я поливаю
Так рисую
Так играю
(Сжимают правую кисть в кулак, покачивают им вправо и влево).
(Держат воображаемый карандаш, имитируя рисование).
(Девочки качают куклу, мальчики играют в мяч).
Днем немного отдохну (Складывают ладони вместе, прижимают их к щеке, наклоняют голову).
Мама придет, я ее обниму. (Обнимают себя).

В: Многое умеют наши ручки! А сейчас попробуем собрать мячики в корзину, но соединив за спиной пальцы рук в замок, т.е. без помощи рук.

(Дети пытаются выполнить задание воспитателя)

В: Не получается. Теперь попробуем взять мяч одной рукой. Очень трудно. А теперь соберем мячики в корзину с помощью обеих рук.

Дети выполняют задание, садятся на стульчики.

В: Молодцы! Давайте поиграем!

Проводится игра “Кулачки-ладошки”.

Сначала сжимаем кулачки, потом разжимаем ладошки. А теперь сделаем так: одна ладонь – кулачок, другая – ладошка.

В: Какие крепкие у вас кулаки. А ловкие ли они? Сейчас подойдем к столам и, не разжимая пальцев, кулаками попробуем собрать геометрические фигуры в коробки.

На каждом столе, для каждого ребенка приготовлена коробочка и 5-6 фигурок. Дети кулачками пытаются собрать фигурки в коробку.

В: Получается? Нет? Почему?

Д: Нет пальчиков.

В: Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

Проводится игра “Разыгра”.

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину?).
Пошли пальчики с утра в гости к тете Разыгра. (Пошевелить пальцами, похлопать в ладоши).
На скамеечке сидели (Ладошка правой руки и кулачок левой руки соединяются (или наоборот).
Да в окошечко глядели (Сложить окошечко перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю разыграю (Имитируют чаепитие).
Солнышку ладошки
Поглядим немножко
(Погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли,
Лучиками стали.
(Вытянуть и растопырить пальцы обеих рук).

В: Вот так пальцы, какие они ловкие! С их помощью, вы, конечно же соберете фигурки в коробку.

(Дети выполняют задание)

В: Встанем на коврик, сделаем кружок и поиграем в игру “Волшебный мешочек”. Посмотрим, могут ли ваши пальцы определить предметы на ощупь!

Проводится игра “волшебный мешочек”.

В: Все умеют ваши ручки. Полюбуйтесь ими. Вам они нравятся? Тогда расскажите, как вы их любите, какими ласковыми словами назовете их.

Д: Мои руки – добрые, ласковые, красивые, теплые, сильные и т.д.

В: Руки могут и поиграть и приласкать, и успокоить и вылечить.

Проводится игра – самомассаж “Сороконожки”.

Две сороконожки
Бежали по дорожке
(Перебирают кончиками пальцев по ладоням).
Быстро бежали
Друг друга догоняли
(Соединяют ладони вместе, постукивают кончиками пальцев один о другой).
Как догнали
Крепко обняли
(Соединяют пальцы в замок).
Так, что мы их с трудом разняли. (С усилием пытаются разжать руки и ладошки сбрасывают вниз).

В: Наши руки помогают нам во всех делах. А мы должны их беречь и правильно за ними ухаживать. Что мы должны сделать, если на улице холодная, ветреная погода?

Д: Надеть перчатки или варежки.

В: Руки испачкались?

Д: Помыть руки с мылом, вытереть их полотенцем.

В: Руки устали?

Д: Сделать массаж, пальчиковую гимнастику.

В: Как надо обращаться с острыми предметами и почему?

Д: Осторожно, можно порезаться или уколоться.

В: Почему нельзя прикасаться руками к горячей поверхности?

Д: Если прикоснуться, можно получить ожог.

В: Можно ли трогать руками электрическую розетку, совать руки в дверные щели?

Д: Нельзя, это опасно. Можно получить удар током или придавить пальцы.

В: Как надо ухаживать за ногтями?

Д: Надо регулярно подстригать ногти. Во время мытья рук следует вычищать из под ногтей грязь.

В: Молодцы! А теперь подойдем к столам и с помощью счетных палочек “нарисуем” солнышко. Пусть солнце всегда согревает ваши ладошки и нас.

(Дети делают за столами)

В: Наше занятие закончилось. Спасибо всем!