Праздник "Прощание с Азбукой"

Разделы: Внеклассная работа


Ученик 1.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Ученик 3.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу Вам алфавит –
Без одной запиночки.

Песня “Наша школьная страна”.

Группа учащихся 1.

1. В поезд можете садиться
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый светофор.

3. Прибавляет по пути
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.

Ученица.

А мне мама говорила:
Если хочешь много знать –
Научись, малыш, читать!
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.

Ученица.

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю!

Ученица.

Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква “Рэ”.

Ученица.

Извините, я не знала,
Но я правильно читала…

Группа учащихся 2.

1. Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И детсаду подарю.

3. Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вышел из пеленок –
Просит книгу показать.

5. Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не помять,
Мы буквари свои раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.

Загадка.

Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.

Выходит Азбука.

- Первой Вашей учебной книгой была я – Азбука.

Я – Азбука –
Начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.

Азбука:

- Азбука от А до Я, готова?

- Гласные буквы?: Здесь! (Хором)

- Согласные? Здесь! (Хором)

- Буквы, которые не обозначают звуков, здесь? Здесь!

Выходят дети с буквами (шапочки):

А.

А – начало алфавита.
Тем она и знаменита
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А.
Астра, азбука, айва.

В.

Вот буква В
Видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.

Д.

Вот сидит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

Ё.

Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.

З.

З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Й.

Букву Й зовут “И кратким”.
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху палочку пиши.

Л.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

Н.

На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

П.

На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

С.

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

У.

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.

Х.

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.

Ч.

Да, вы правильно решили
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!

Щ.

На расческу Щ похожа,
Три зубца всего?
Ну что же?

Ъ.

Из ведра не просто так
Нам воды напиться
Нужен ковшик – Ъ,
Чтобы не облиться.

Ь.

Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.

Ю.

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась… буква Ю.

Ведущий: Сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше первая учебная книга называлась “Букварь”.А знаете ли вы, почему книгу назвали “Азбука”.

Группа учащихся 4.

1. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.

3. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий: Много пословиц и поговорок вы узнали. Какие из них вы запомнили?

- Вы все знаете сказку “Три поросенка”. Какую из этих пословиц вы сказали бы братьям, построившим дома из хвороста и соломы?

- А какая лишняя?

Ученик:

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

Ученик 2.

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Вы подскажите, как звали ее.

Под музыку песни Красной Шапочки выбегает Красная Шапочка. (Дети поют 1 куплет песни)

Ученик 3.

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется …

Под музыку песни о Чебурашке, на сцену выходит Чебурашка. (Дети поют 1 куплет песни.)

Азбука. Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, зачем нужно учиться и для чего нужна Азбука? (Ответы детей)

Ведущий. Что случилось, Буратино? Покажи-ка свой билет. Здесь что-то написано… Возьми билет и прочти, что надо сделать, чтобы попасть в театр.

Ведущий. Ребята, давайте поможем Буратино. Кто прочтет, что написано на билете?

(Один из учеников читает: “Выполни два задания. Первое: спой песню о школе)

Буратино. Ну, спасибо, ребята! Теперь-то я, наконец, попаду в театр.

(Подбегает к двери, открыть не может, падает).

Буратино. Как же мне быть? Ведь я и считать не умею? Ребята, помогите, выручайте меня и на этот раз!

1-й ученик.

Щука в озере плыла,
Червячка сняла с крючка.
Наварила щука щей,
Пригласила пять ершей.
Щи у щуки хороши,
Сколько рыбок ели щи? (Дети отвечают хором.)

3-й ученик.

У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков,
Ну-ка, посмотри!

Ведущий. Ну, как, ребята, согласны?

Появляется Мальвина.

- Добрый день! Как здесь много мальчиков! Интересно, кто занимается их воспитанием? Это ведь очень трудное дело! Вот мне недавно пришлось заняться воспитанием одного мальчика. Он был совершенно невоспитанным ребенком. Знаете, он сидел подогнув под себя ногу. Кофе он пил прямо из кофейника, в вазу с вареньем залезал пальцами и потом с удовольствием их облизывал. Кроме того, этот мальчик…

Подходит Буратино.

Буратино. Уж не тот ли это ключик, который дала мне тетушка Черепаха? Я его спрятал недалеко отсюда. Сейчас сбегаю и принесу. (Убегает)

Мальвина. Ребята! Страна Мудрецов – чудесная страна, в ней живут не только все буквы русского алфавита, там Буратино найдет свою Азбуку, а вы – новый учебник чтения.

Ученик.

Кто любит музыку и песню,
Тому живется интересно.
И в день прощанья с букварем
Мы потанцуем и споем.

(Учащиеся танцуют в парах и поют.)

Группа учащихся 4.

1. Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,
И отчизной дорожить.

3. Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Все мы вместе шлем (все хором).

Привет!

- В самом деле? (Мальвина)

- Нет вопросов.

Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов…
Постой!
Перечислить всех нельзя –
Все теперь наши друзья!

Выходит Родная речь: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что все вы не только старательные, но и аккуратные, и все же хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Ученик 2.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

Учитель. Окончание первой учебной книги – азбуки – важный момент в жизни первоклассников.

Наши дети вам расскажут
И, конечно же, покажут,
Что нам азбука дала,
Как учила нас она.

2. В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс!
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает..

4. Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашей школе праздник!
Славный праздник букваря.

Учитель.

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!

Учитель.

Эту тоже? (Р)

Буква “Р”.

Я - не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во “дворе”!
Ты меня найдешь в “горах”,
“Тундре”, “речке”, “берегах”.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя буква “ЭР”!

2. Я бросила куклу,
Играть не хочу,
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала я:
“Мама моя”.

4. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.

6. Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать

Ученик и ученица:

33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

- Буквы-значки, как бойцы на парад, в четком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, и называются все… Алфавит!

Б.

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Г.

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Е.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель пригодилась.

Ж.

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж!

И.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
И!

К.

Это – Ж, а это – К:
Целый жук
И полжука.

М.

Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.

О.

Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.

Р.

Дрожу от страха
До сих пор! – воскликнуло полено
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

Т.

Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.

Ф.

Филин в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.

Ц.

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Ш.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Ы.

Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.

Э.

Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!

Я.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

2. Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки.
В каждом слове слышишь звуки.
Звуки эти разные – гласные, согласные.

4. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

(После ответов детей открывается запись на доске с пословицами и поговорками).

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

И готово, да бестолково.

Какие труды, такие и плоды.

- А какие пословицы знают ваши родители? (Родители называют).

Ведущий: А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

Ученик 1:

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …

Выходит ребенок в костюме доктора Айболита: - Здравствуйте, дети.

А кто написал обо мне?

Ученик 4:

Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют.
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.

Звучит 1-й куплет песни “Буратино” и появляется ребенок в костюме Буратино.

Буратино.

- Ой-ой, кто тут меня вспоминает? Как здесь много мальчиков и девочек.

Сегодня я продал свою Азбуку и на вырученные деньги купил билет в театр. Я не хочу учиться в школе. Ведь можно и так прожить!

Буратино. Ну и оставайтесь здесь учиться, а я лучше пойду в театр. Вот мой билет. (Показывает большой красочный билет, затем подходит к двери, но не может из нее выйти).

Ой-ой-ой! Что же это такое?

Буратино: Как же мне быть? Я ведь не умею читать!

Буратино. Как же мне не везет. Я же не учусь в школе и песню такую не знаю.

Ведущий. Ребята, выручим Буратино, споем песню про школу.

Дети поют песню “Чему учат в школе”.

Ведущий. Опять неудача, Буратино? Послушай, на билете ведь еще что-то написано. (Буратино рассматривает билет)

Ребята, кто поможет Буратино прочитать второе задание?

Ученик читает: “Реши задачи”.

2-й ученик.

На диване у Танюшки
Примостилися игрушки.
Пять матрешек, Буратино
И веселый Чиполлино.
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки.

Буратино. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли, и я тоже захотел учиться, но у меня нет Азбуки. Может, вы поможете мне найти ее?

Буратино. Хорошо-хорошо! Я согласен. Хочу, как ребята, ходить в школу, хочу научиться читать, писать, считать. Нужно мне быстрей браться за учебу, но где же я возьму свою Азбуку?

Мальвина. Я вижу, что ты, Буратино, исправился. Твоя Азбука находится в стране Мудрецов. Я помогу тебе отыскать туда дорогу. Но дверь в эту страну можно открыть только золотым ключиком.

Возвращается Буратино. Я так спешил, так спешил, друзья мои. Посмотрите! У меня в руках золотой ключик! Он поможет нам открыть дверь в страну Мудрецов.

Принес волшебный ключик,
Смотрите - золотой…
Возьмите, дети, ключик,
Подарок скромный мой.

2. Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать.
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

Азбука. Настала пора расставаться! Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами моя старшая сестра, а зовут ее Родная речь. Но для того, чтобы вам было с этой книгой интересно, нужно (хором) хорошо уметь читать.

3 ученика (хором).

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти”.
Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

3 ученика (хором).

Закончена Азбука,
Буквы мы знаем,
Стихи и рассказы
Свободно читаем.

Добру в ней
Учила нас
Русская речь,
И мы ее будем
Любить и беречь!

Учитель.

Был наш путь не очень долгим
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжных полках
Нас другие книги ждут!