Урок сольфеджио по теме "Музыка П.И. Чайковского - неиссякаемый источник возможностей для развития музыкального слуха"

Разделы: Музыка


Жанр урока: урок – монография.

Тип урока – интегрированный урок комплексного применения ЗУН.

Продолжительность – 1,5 ак./часа (1 ч. 10 мин.)

Цель урока: Углубить взаимосвязи сольфеджио и музыкальной литературы.

Образовательные задачи урока:

Учебные:

  • совершенствовать навык написания музыкального диктанта;
  • добиваться осознанного и точного интонирования мелодий.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность учащихся в ходе решения учебных задач;
  • активизировать познавательный интерес к творчеству П. И. Чайковского.

Воспитательные:

  • формировать навыки самоконтроля;
  • воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.

План урока.

  1. Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. 5мин.
  2. Актуализация знаний уч-ся. 5 мин.
  3. Распевка . 10 мин.
  4. Диктант. 20 мин.
  5. Проверка домашнего задания . 15 мин.
  6. Слуховой анализ. 5 мин.
  7. Рефлексия и самоконтроль. 5мин.
  8. Домашнее задание. 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя.

Имя этого композитора дорого каждому музыканту. Трудно представить себе русскую музыку без столь ярких, эмоциональных, вдохновенных сочинений этого величайшего художника. Жизнь его была интересной и сложной. Необычайно многогранно и его творчество. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов – мелодистов. Наряду с выразительностью мелодий, интересен и своеобразен гармонический и оркестровый язык Чайковского. Всё это даёт возможность не только наслаждаться звучанием этой музыки, но и использовать её в качестве учебного материала. Сегодняшнее обращение к музыке П. И. Чайковского возможно, пробудит интерес к более глубокому, тщательному изучению его творчества.

В течение урока вам предстоит не только выполнять предложенные задания, но и анализировать качество их исполнения, чтобы в конце занятия мы смогли сделать выводы и оценить работу каждого.

2. Актуализация знаний учащихся.

Что мы знаем о Чайковском?

1) Когда и где жил П. И. Чайковский? (Вторая половина XIX века, Воткинск, Петербург, Москва, Клин.)

2) Назовите главные жанры его творчества. (Опера, балет, симфоническая музыка, вокальная музыка, фортепианная музыка.)

3) Назовите основные симфонические произведения композитора. (6-я симфоний, фантазии “Фатум”, “Буря”, “Франческа да Римини”; увертюры-фантазии “Ромео и Джульетта”, “Гамлет”.)

4) Вспомните названия опер П. И. Чайковского. (“Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Иоланта”, “Орлеанская дева”, “Чародейка” и др.)

5) Сколько балетов написал Чайковский? Какие? (3-и балета:“Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”.)

6) Любимый жанр Петра Ильича – (опера).

7) Что вы знаете о фортепианном цикле “Времена года”? (Написан для журнала”Нувеллист”, каждая пьеса посвящена месяцу года, имеет название и эпиграф.)

3. Распевка в тональности предстоящего диктанта – h moll.

  • пение гаммы h moll 3-х видов со всеми элементами;
  • пение секвенций (для этого предварительно учащимся было предложено несколько мотивов из произведений П. И. Чайковского на выбор
    (начало главной партии 1 части симфонии № 6, 
    1 фраза ариозо Германа из оперы “Пиковая дама” – “Прости небесное созданье”,
    тема адажио Авроры и Дезире из 3 действия балета “Спящая красавица”.)

4. Диктант.

Первый период романса “Средь шумного бала” с предварительным анализом формы, строения мелодии, тонального плана.

5. Проверка домашнего задания.

Дуэт Прилепы и Миловзора из оперы “Пиковая дама”.
Сольфеджирование мелодии и гармонический анализ аккомпанемента.
Составление и игра гармонической последовательности из определённых аккордов: Т 5/3, D7, T5/3, S6, D6/5, T5/3, D5/3, D2, D>II, II2(г),D6/5, D7, T5/3.

6. Слуховой анализ.

Октябрь. “Осенняя песня” из цикла “Времена года”.
Анализ формы и средств музыкальной выразительности, способствующих созданию образа.

7. Рефлексия и самоконтроль.

Завершая урок, хочется отметить, что мы успешно поработали над улучшением интонации и развитием музыкального слуха (мелодического, гармонического, внутреннего); совершенствовали умение написания диктанта.

В каждом из предложенных заданий были элементы самостоятельной работы, с которой вы справились. Особенность сегодняшнего урока в том, что всё это мы делали на основе музыки П. И. Чайковского.

Для успешного решения учебных задач необходимо научиться оценивать свою работу, что вы сейчас и сделаете, заполняя оценочные карточки.

  • какое задание было самым сложным для тебя;
  • какое задание было самым лёгким для тебя;
  • оценка работы группы в целом и тебя лично.

8. Домашнее задание:

  1. Диктант выучить наизусть и петь в двух других тональностях.
  2. Играть гармоническую последовательность и петь бас и мелодию в любой тональности.
  3. Собрать информацию о произведениях, упоминавшихся на уроке.