Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Финансирование и кредитование". Тема: "Кредитная система"

Разделы: Экономика


Введение.

Тема “Кредитная система” является одной из важных тем дисциплины “финансирование и кредитование”. Будущим специалистам необходимо изучить механизм кредитования, особенности оформления документов для получения кредита. Методическая разработка по проведению урока по теме “Кредитная система” с применением различных методов обучения на каждом этапе урока окажет помощь в совершенствовании процесса обучения.

Студенты учатся самостоятельно оформлять документы, знакомятся с условиями кредитования, с методикой расчета графика погашения кредита.

Тема рассматривается с учетом знаний, получаемых на уроках статистики, экономики, математики. Наглядность, рефераты, несут определенную информацию студентам, повышают заинтересованность студентов к изучаемой дисциплине, позволяют увязать теоретические знания с практическими.

В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:

– Обобщение материала;
– Контроль полученных знаний (диктант);
– Практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

– Подбор и определение необходимой литературы;
– Подготовка наглядных пособий;
– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;
– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– Определение домашнего задания.

Цели:

– обобщить полученные знания по теме “Кредитная система”;
– продолжить формировать навыки самостоятельной работы студентов с литературой;
– способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
– продолжать воспитывать компетентного специалиста.

Оборудование:

  1. Стенд “Деньги”
  2. Стенд “Виды кредита”

Тип урока: комбинированный.

Время: один час.

Методика проведения урока:

  1. Организационный момент. Мотивация. Здесь используется метод обучения – беседа.
  2. Сообщение темы, целей, задачи. Урок начинает преподаватель.

Задачи:

– показать практическое применение полученных знаний, последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– определение домашнего задания.

На уроках, предшествующих данному уроку студенты изучили темы: Деньги”, виды банков “Виды кредитов”, “Виды вкладов”.

Необходимо обобщить полученные знания (доклады и сообщения). Предлагается заслушать краткие доклады “Центральный Банк РФ” “Коммерческие банки и их функция”.

Можно провести разминку: вопрос – ответ.

1) Какие формы кредитов вы знаете? (Коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный)

2) В чем разница между банковским кредитом и коммерческим кредитом? (Из самого определения этих кредитов; стоимость кредитов, объект кредитных отношений различны).

3) Дать понятие потребительского кредита? (Применяется при различной продаже товаров длительного пользования в рассрочку).

4) Что представляет собой международный кредит? (Участниками кредита являются отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств и международные финансово-кредитные институты: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.).

5) Перечислите виды банковского кредита в зависимости от срока оплаты ссуды? (Краткосрочные – до 6 месяцев, среднесрочные – от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные – свыше 1 года)

На каждый вопрос студенты должны дать правильный ответ.

После обобщения можно прийти к практическому применению полученных знаний. Здесь лучше использовать элементы деловой игры.

Заранее проводится подготовительная работа со студентами по выполнению этого этапа:

– Оформить стенд по видам кредитов;
– Определяются группы ребят, имитирующих работников банка;
– Подготавливаются необходимые образцы документа;
– Разрабатываются ситуации (см. Приложение).

В ходе этого этапа студенты обращают внимание на необходимую документацию, обеспечение кредита, на сроки кредитования, условия кредитования.

“Работники кредитного отдела банка” должны правильно решить предлагаемую ситуацию увязать с условиями кредитования действующих банков.

Подведение итогов урока является ответственным моментом: важно верно оценить работу каждого студента, отметить содержательность сообщений, правильность ответов и активность студентов на уроке, отменить отличившихся в подготовительной работе к уроку. Необходимо выяснить, что нового узнали студенты на уроке, что необходимо запомнить и пояснить.

На подведение итогов необходимо время: возникает пауза, которую следует заполнить.

Можно провести экскурсию по выставке “Деньги”, или предложить вспомнить пословицы и поговорить на тему: “Деньги – кредит”, например:

  1. Какая пословица говорит о том, что надо вовремя рассчитаться за кредит? (Долг платежом красен).
  2. Какая пословица сложилась в результате платности услуг банка и их красивых обещаний об ипотеке под низкую процентную ставку? (Обещанного три года ждут).
  3. Какую бы поговорку можно было придумать о бесплатном кредитовании на образовательные услуги? (Свежо предание – но верится с трудом).
  4. Какая поговорка отражает накопительную функцию банковского учреждения? (Курочка по зернышку клюет).
  5. Какая пословица говорит об ответственности перед банком? (Любишь кататься – люби и саночки возить).
  6. Пословица о необходимости тщательной проверки анкет и справок, заемщика? (Доверяй – но проверяй).

Задание на дом. Подготовить образцы бланков для безналичных расчетов.

Заключение.

Данная методика проведения урока обобщения знаний помогает реализовывать поставленные цели и задачи:

– Активизировать умственную деятельность студентов на протяжении всего урока;
– Повышать интерес к изучаемой дисциплине;
– Развивать способность к анализу ситуации.