Урок-игра в 6-м классе "Правописание гласных в приставках при- и пре-"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Дать учащимся сведения о закономерностях употребления приставок пре- и при-.
  • Способствовать формированию навыка правописания слов с приставками, в которых легко определяется значение.

Методы и приемы:

  • слово учителя;
  • задания исследовательского и творческого характера;
  • выразительное чтение.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • доска;
  • заранее сделанные бумажные кармашки для игры «Не спутай кармашки» и карточки со словами;
  • карточки для игры «Пустое место».

Ход урока:

1. Организация начала урока

2. Проверка домашнего задания

3. Лингвистическая разминка

Работа с текстом. Создание проблемной ситуации.

– Рассмотрите предложения.

Ну, право, взял бы Никиту. Богом тебя прошу.
Вот как банный лист пристала. Ну куда я его возьму.

– Найдите в тексте повествовательное, побудительное и вопросительное предложения.
– Расставьте недостающие знаки препинания. Как вы поняли, что перед вами диалог?
– Найдите и подчеркните фразеологизм. Объясните его значение. Сделайте морфемный разбор слова ПРИСТАЛА.
– С какой трудностью в правописании этого слова мы можем столкнуться?
– Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока.

4. Объяснение нового материала с помощью лингвистической сказки «Сказка о приставках ПРЕ- и ПРИ- ». Автор: И. Мелкозерова. (Приложение 1)

Текст сказки спроецирован на доску. Учащиеся выразительно читают по очереди.

Вопросы и задания:

– Читая и слушая сказку, выпишите все слова, в которых встречаются приставки ПРЕ- и ПРИ- .
– Какие значения закрепили «соседи» за приставками ПРЕ- и ПРИ- ?
– Несмотря на благополучный конец сказки, у сестер– приставок осталась возможность поссориться. Ь каких случаях это может произойти?
– Продолжи протокол собрания и укажи приставки, которые следует писать в словах (приемник– преемник, пребывать– прибывать, преступить– приступить).

5.  Работа по теме урока. Игра «Не спутай кармашки»

Вопросы и задания:

1)  На доске прикреплены четыре кармашка:

присоединение
приближение
близость
неполное действие

Два ученика выходят к доске с одинаковыми словами. Кто быстрее распределит следующие слова по кармашкам?
(Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный)

2) В это время все остальные учащиеся участвуют в игре «Пустое место»

– Запишите слова с приставкой ПРЕ- , место слов с приставкой ПРИ- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.

1) пр..битъ; 2) пр..высокий; 3) Пр..уралъе; 4 )пр..сыщенъе; 5) приукрашивать; 6) пр..брежный; 7) пр..кармливатъ; 8) пр..успеть; 9) пр..града; 10) пр..встать; 11) пр..обладать; 12) пр..уронить; 13) пр..одоление; 14) пр..косновение; 15) пр...мешать; 16) примирение; 17) пр..забавный.

3) Обсуждение игр. Беседа по вопросам.

(К игре № 1) Что общего у всех этих слов? Назовите четыре значения приставки ПРИ-.
(К игре № 2) Правописание каких слов вызвало трудности?

6.  Итоги урока. Игра «Лучший учитель»

– Задача учащихся – как можно яснее рассказать о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .

7.  Домашнее задание: придумать предложение со словами, начинающимися на приставки ПРЕ- и ПРИ- , и записать на отдельных карточках (пропустить гласные в приставках).