Вес воздуха. Атмосферное давление

Разделы: Физика


Вид урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

Тип урока: изучение и первичного закрепление знаний.

Цель урока: Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.

Задачи:

  • образовательная: дать понятие о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).
  • развивающая: развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки;
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся.

Оборудование: сосуд с водой, ливер, пустая бутылка, блюдце, пустой стакан, свечка, варёное яйцо, презентация "Вес воздуха. Атмосферное давление".

Педагогические технологии: элементы технологии "Развитие критического мышления", инфомационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая.

План урока:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Проведение опыта

4. Работа с книгой.

5. Решение задач.

6. Домашнее задание.

7. Итог урока.

Ход урока

Урок сегодня мы начнем немного необычно, разгадаем небольшой кроссворд, в котором каким то образом заключена тема нашего урока. На экране будут появляться вопросы, дав ответ на вопрос, вы должны из этого слова выбрать букву, отмеченную в данной клеточке. (слайд 1)

Презентация 1.

Презентация 2.

Презентация 3.

Итак, слово, которое мы получили АТМОСФЕРА (слайд 2). С этим понятием вы уже встречались на уроках географии. Но мы с вами рассмотрим его с физической точке зрения, т.е. расширим знание об атмосфере, выясним, обладает ли воздух весом. Тема нашего урока "Вес воздуха. Атмосферное давление" (слайд 3) Но прежде заполним табличку (слайд 4)

Знаю Хочу узнать Узнал
     

На каждую молекулу воздуха действует сила тяжести, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха можно вычислить, зная его массу.

Слайд 5,6

Опыт по рисунку 115 с. 97

P = mg = 1,3 кг х 10Н/кг = 13 Н.

Атмосфера - это воздушная оболочка Земли.(слайд 7)Она состоит из отдельных условно разграниченных слоев (слайд 8).

Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле сжат больше всего и согласно закону Паскаля передает производимое на него давление во все стороны без изменения. В результате чего земная поверхность и тела находящиеся на ней испытывают давление всей толщи воздуха, или как обычно говорят, испытывают атмосферное давление. (слайд 9)

Опыт: вода не выливается из перевернутого стакана накрытого листом бумаги (слайд 10).

Как объяснить этот опыт.

Если воздух давит на лист бумаги, значит, атмосферный воздух давит и на нас с некоторой силой.

Поводим плечами, что вы ощущаете? Сложим ладошки лодочкой, что чувствуете? (ничего).

Но воздух давит нас с огромной силой, на среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000 Н.

- Почему мы не ощущаем этого давления?

Мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма. (слайд 11).

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления.

Дети проводят опыты и объясняют их:

А) поднятие воды в пипетке;

Б) поднятие воды за поршнем шприца;

В) поднятие воды в открытой трубке.

Опыты:

1. Яйцо в бутылке

2. Достань, монету из воды не замочив руки.

Мы знаем, что молекулы находятся, в непрерывном движении так почему же существует воздушная оболочка Земли? Найти ответ на вопрос в учебнике (с. 99, параграф 41)

Воздушная оболочка Земли существует потому, что у скорость молекул меньше, чем 11,2 км/с и на них действует сила тяжести. (слайд 12).

- А что произошло бы на Земле, если бы вдруг воздушная атмосфера вдруг исчезла? (слайд 13)

- Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 1300 С днем и - 1500 С ночью (слайд 14).

Посмотреть, как выглядит, атмосфера Земли посчастливилось только космонавтам. Вот как поэтично описал увиденное сквозь иллюминатор корабля "Восток-2" летчик-космонавт Герман Степанович Титов "Горизонт Земли окружен ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет:" (слайд 15).

- Ребята, а можем ли мы говорить, что мы живем на дне воздушного океана? Почему.

А вот как писал об атмосфере французский астроном XIX столетия Камилл Фламмарион ": Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек - все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые: Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадные, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луга для того, чтобы отдать нам ее впоследствии:".

Вот таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.

Задачи (слайд 18):

Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему?

Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух лист, лопнул. Почему лопнул лист?

Однажды молекулы разных вредных газов, входящих в атмосферу одной из мрачных планет, обиделись на свою планету, перессорились друг с дружкой и решили разлететься в разные стороны. Что помешало молекулам покинуть планету?

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием атмосферного давления. Давайте вернемся к нашей табличке и заполним последнюю графу.

Что вы сегодня узнали на уроке:

- что называется атмосферой;

- какой воздушный слой сжат больше всего;

- все проделанные опыты можно объяснить существованием атмосферного давления.

Домашнее задание: параграфы 40, 41 упр. 17, зад. 10 № 1, 3. Проделайте и объясните опыт "Тяжелая газета" (слайды 16, 17)

Опыт "Тяжелая газета"

Положи на стол широкую и длинную линейку.

Уравновесь ее на краю стола так, чтобы при малейшем нажиме она наклонялась или падала.

Теперь поверх установленной в таком положении линейки расстели газетный лист большого формата. Если ты с силой ударишь кулаком по выступающему концу дощечки, к великому своему изумлению, ты увидишь, что линейка удержалась на месте, точно приколоченная гвоздями!

Объясните, почему это произошло.

Литература.

  1. Гальперштейн Л. Я. Забавная физика: научно-популярная книга/оформл. Серии о. Кондаковой; художн. Б. Белов и Б. Доля. - Переизд., доп. и перераб. - М.: Дет.лит., 1993
  2. Ландау Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех: физические тела. - 6-е изд., стер. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984
  3. Остер Г. Б. Физика задачник, М. "Росмэн", 1998
  4. Перышкин А.В. Физика 4 учебн. для общеобраз. школ, М: Дрофа, 2003
  5. Шабловский В. Занимательная физика. - Санкт - Петербург, "Тригон", 1997
  6. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. - М., Омега, 1994
  7. Материалы Интернет