Картины природы Казахстана в произведениях музыки, литературы и изобразительного искусства

Разделы: Музыка


Цель урока: формирование духовной культуры, эмоционального воспитания средствами музыки Курмангазы в интегрированных связях с графикой С Романова и с поэзией С.Сейфуллина.

Задачи урока:

  1. Образовательные – показать учащимся взаимосвязь музыки, живописи, литературы на примере произведений казахских мастеров искусств.
  2. Развивающие – продолжить работу над развитием умения слушать и слышать воображаемую музыку, сопоставлять услышанную музыку с произведениями живописи и литературы.
  3. Воспитательные – воспитывать любовь к родной земле, умение сострадать на примере произведений композитора-кюйши Курмангазы Сагырбаева, художника Сахи Романова, писателя Сакена Сейфуллина.

Оборудование:

  • портрет композитора-кюйши Курмангазы Сагырбаева (рисунок 1);
  • рисунок «Аксак киик» («Хромая сайга») из серии графических работ «Жизнь и творчество Курмангазы» казахского художника Сахи Романова;
  • СD «Кюи Курмангазы»;
  • стихотворение «Раненая сайга» С Сейфуллина.

Основные понятия и термины: кюй, графический рисунок, штрих, композиция, динамика, имена деятелей искусств Казахстана – народный композитор Курмангазы Сагырбаев, художник-график Сахи Романов, писатель Сакен Сейфуллин.

Технологическая карта урока.

«Раненая сайга» – единство образов в разных видах искусства». Урок музыки в 5 классе по теме «Можем ли мы увидеть музыку?».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Объяснение новой темы:
    • Вводное слово учителей музыки и изобразительного искусства.
    • Слушание кюя «Аксак киик».
    • Слово учителя литературы.
    • Повторное слушание кюя «Аксак киик».
  4. Рефлексия.
  5. Обобщение темы урока.
  6. Вокально-интонационные упражнения.
  7. Исполнение песни.
  8. Подведение итогов, выставление оценок.
  9. Домашнее задание.

Возможная личностно-значимая проблема: научиться состраданию, сопереживанию, уметь чувствовать связь разных видов искусства, сопоставлять незримые образы.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся развивают эмоциональную чувственную стороны восприятия и познания мира, продолжают работу по изучению глубины содержания произведений искусства, связи между музыкой, литературой и изо. искусством, создают личностный образ произведений искусства.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый, образно-сопоставимый.

Форма урока: комбинированный, интегрированный урок.

Развитие умений учащихся.

Общение с произведениями искусства помогает расширить эстетический кругозор учащихся, способствует развитию эмоциональной отзывчивости, даёт возможность увидеть нерасторжимую связь между разными видами искусства, почувствовать и понять, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. Погружение в мир искусства, общение с музыкальными произведениями способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю.

Учащиеся анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Развиваются воображение, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность и способность к оценке собственных знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала по вопросам учителя.

  • С какими произведениями живописи мы познакомились на предыдущих уроках?
  • С какими музыкальными произведениями прослеживается связь?
  • Какие слова говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти, подчёркивая общее между музыкой и живописью?
  • («Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»ю)
  • Чем отличается фотография от живописи? (На фотографии запечатлён «застывший» миг из жизни, а живопись передаёт движение, она живая.)
  • Что общего между музыкой и живописью? (Термины: тональность, колорит, красочность полотен, музыкальность сочинений.)

3. Объяснение новой темы.

Рисунок 1
Композитор Курмангазы Сагырбаева

Учитель музыки: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева, будем слушать, и анализировать его кюй «Ақсақ киік» («Хромая сайга»).

  • Давайте вспомним, а что такое кюй? (Кюй – инструментальная пьеса, исполняемая народным музыкантом на кобызе, домбре, сыбызгы.)
  • С какими кюями Курмангазы вы уже знакомы? («Сарыарка» («Золотая степь»), «Кайран Шешем» (О. моя мать), «Кази Жан» («О, мой Кази»).)
  • О чём они? (О природе, о матери, о сыне.)

На прошлых уроках мы отмечали, что образ его волнует каждого казаха. Но самый лучший памятник себе создал сам композитор, оставив народу песни-поэмы – кюи (по-казахски.) Широта чувств, глубина содержания и образность его музыки производят большое впечатление и на современного человека.

Учитель изобразительного искусства: Творчеству народного композитора Курмангазы Сагырбаеву серию графических рисунков, написанных под впечатлением от музыки кюев, которые так и называются «Жизнь и творчество Курмангазы», посвятил известный казахский художник Сахи Романов. Рассматривая графические рисунки «Жизнь и творчество Курмангазы» С. Романова необходимо отметить, что в них чувствуется большая кропотливая работа художника, обдуманность каждого штриха.

Графика – гр. сл. нарисованный – искусство изображения предметов линиями и штрихами без применения красок, а также произведения этого искусства. В «серии Курмангазы» ясно видна хорошая графическая подготовка художника. Сахи, избрав образ Курмангазы центром композиций, вводит в каждый лист сюжет его кюев.

Композиция – способ, которым художник сочетает изображаемые объекты. На неё влияют также выбор цветов, угла зрения и размер холста. Так родились лучшие листы «Ақсақ киік» («Хромая сайга»), «Кази жан» («О, мой Кази»), «Кайран Шешем» («О, моя мать»), «Сарыарқа» («Золотая степь»).

(На доске или экране рисунок «Хромая сайга».)

Рисунок 2
«Хромая сайга»

«Хромая сайга» наиболее выразителен в этом цикле, полон динамики.

Динамика (греческое слово – сильный, мощный) – обилие движения, действия.

Интересно, что художник в этой серии почти не прибегает к повествованию. Пространство листа организуется так, что даётся ощущение простора степи, по которой свободно гуляет ветер, уносясь вслед убегающим табунам. Художник добивается большого эмоционального накала. В центре композиции – фигура Курмангазы. Вдаль за горизонтом изображены убегающие сайгаки, дикие красавицы степных просторов. Резкими штрихами (линии, выполняемые одним движением руки) лепит художник лицо, фигуру героя. Но линия становится лёгкой и стремительной вдали на горизонте в изображении убегающих сайгаков – диких красавцев степных просторов. Гибкость, изящество их движений переданы тонкими, очень лёгкими линиями.

Учитель музыки: «Разве в жизни ранена только она? Разве беспомощность и беззащитность удел одних только животных? Разве мало израненных и искалеченных среди народа моего?» – звучат слова и струны кюя «Ақсақ киік» («Хромая сайга»). Давайте всмотримся в рисунок.

  • Если бы вы были композиторами, то какую бы написали музыку? Какой вы себе её представляете?
  • Какие используете средства музыкальной выразительности?

(Слушание кюя «Ақсақ киік».)

  • Соответствует ли ваша предположительная музыка композиторской?

Характер мелодии напряжённый, встревоженный, беспокойный, жалобный, грустный, беззащитный соответствует сцене охоты; умеренно-стремительный темп показывает хромоту подстреленной, раненой сайги; ритм мелодии ровный, но необычный акцент на вторую долю в музыке кюя подчеркивает хромоту животного; лад минорный; мелодия повторяется на одних и тех, же звуках.

В музыке кюя ярко изображена пустынная, знойная степь, по которой, задыхаясь от боли, бежит раненая сайга. И композитор показывает не только сцену охоты, но выражает и своё душевное состояние.

Музыка, слово, линия слиты воедино в этом замечательном произведении.

Учитель литературы: Известный поэт Казахстана Сакен Сейфуллин написал стихотворение на эту же тему. Оно называется «Раненая сайга».

Раненая сайга.

В арке есть угрюмая местность – Бет-Пак,
В холмистой пустыне, безводных степях
От века никто никогда не селился,
Одна лишь сайга здесь ходила в стадах.

Безводная степь без озёр и без рек,
Недаром её невзлюбил человек…
Растёт баялым рядом с чёрной полынью,
Других же растений не сыщешь вовек.

Не раз нам случалось Бет-Паком идти,
Он вширь восьмидневному равен пути,
Развьючив верблюдов, мы в юрте походной
О нём разговор принимались вести.

Кулан и сайга здесь водились всегда,
Привольно жилось им в былые года,
Числом не сравнились бы с их табунами
Казахских аулов большие стада.

Меняя кочевья в весенних степях,
Аулы раз в год проходили Бет-Пак,
И, пользуясь, случаем, каждый охотник
Испытывал меткость на мирных сайгах.

Вот кровь по аулам рекою течёт,
И тушам забитым теряется счёт,
Но разве кто крикнет, что злая забава
Несчастных животных со свету сживёт?

Кокпек и полынь – жёстки и сухи –
Единственный корм белобродой сайги,
И жалости нет у людей к антилопе, -
Ведь люди от века на жалость туги…

Сайгу антилопой зовут иногда,
Она никому не приносит вреда,
За что же охотник безвинных красавиц
Бессмысленно губит везде и всегда?

Люблю, черноглазая наша сайга
И поступь твою, и прямые рога,
Не меньше людей я тебя привечаю,
Всегда ты была для меня дорога!

Животных других не сравню я с тобой,
Пуглива она как ребёнок грудной,
И тонкими чутко поводит ноздрями
При шелесте лёгком полыни степной.

Всё меньше сайгачьих становится стад,
Быть может, их скоро совсем истребят,
Сайгу, кочевавшую прежде стадами,
Встречает лишь изредка пристальный взгляд.

И тут не пропустит её зверобой:
Рога антилопы – товар дорогой…
Однажды безлюдной тропой проезжая,
С израненной я повстречался сайгой.

Подбита безжалостной пулей врага,
Понуро свои, опустивши рога,
К убежищу, робко пытаясь пробиться,
Шатаясь, брела по пустыни сайга.

Смертельно устала, смертельно грустна,
Вся грудь от сочащейся крови красна,
Бредёт, задыхаясь, от боли измучась,
Вот-вот упадёт, обессилев она.

Безмолвен Бет-Пак…Бесконечность степей…
Сжигает дыханьем своим суховей…
И нет ни души… Далеко от селений,
Где жизнь говорлива как быстрый ручей.

Шатаясь, сайга по пустыне бредёт,
Порой остановится, тяжко вздохнёт…
И вновь, собирая последние силы,
Бесцельно потащится дальше вперёд.

Плетётся сайга через знойный Бет-Пак,
Приносит страдание каждый ей шаг,
В прекрасных глазах нестерпимая мука,
Тоска безысходная в этих глазах.

Уже невозможно ей боль превозмочь,
Под солнцем палящим идти ей невмочь.
И нет ей пристанища в голой пустыне
И нет никого, кто бы смог ей помочь.

Так кто же в пустыне следил за тобой,
Когда за сухой ты нагнулась травой?
Холодный убийца, бездушный охотник
Всадил в тебя пулю жестокой рукой.

(Повторное слушание кюя «Ақсақ киік».)

4. Рефлексия.

  • В каком ладу звучит кюй «Ақсақ киік» Курмангазы? (В минорном, передавая душевное состояние израненного животного.)
  • В каком темпе звучит кюй? (В умеренном.)
  • Что, по вашему мнению, хотел изобразить композитор в музыке кюя? (Не только сцену охоты, но и своё душевное состояние, переживание за судьбу своего народа.)
  • Какие средства выразительности использовал композитор для передачи раненого животного? (Необычный ритмический акцент, четкий акцент смещён на 2-ю долю, тем самым показана хромота животного.)
  • Так можем ли мы увидеть музыку? (Да.)
  • Что объединяет графический рисунок «Ақсақ киік» С. Романова, стихотворение «Раненая сайга» С. Сейфуллина и музыку кюя «Ақсақ киік» Курмангазы? (Реальная жизненная ситуация; чувство боли, отчаяния – из высказываний учащихся.)

Слушая кюй «Ақсақ киік» отмечаем, что в творчестве Курмангазы покоряет не только динамика, ритм мелодий. В содержании его кюев сплавлены народная мудрость, простота выражения чувств и удивительное, цельное ощущение жизни и природы.

5. Обобщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами попробовали объединить музыку с живописью и литературой, попытались вскрыть их внутреннюю, твёрдую и жизненную связь. Такая связь существует между всеми искусствами. И это естественно: ведь искусство возникает не на пустом месте, не из одного лишь произведённого воображения их творцов. Все они рождаются из одного источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва это – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной степени искусства и писателя, и композитора, и художника. Потому-то мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас.

6. Вокально-интонационные упражнения.

7. Исполнение песни.

8. Подведение итогов, выставление оценок.

9. Домашнее задание.