Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Филологии" (игра по станциям для 5–6-х классов)

Разделы: Русский язык, Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Заранее делается объявление об игре (Приложение 1), вывешивается карта путешествия (Приложение 2), оформляются станции (Приложение 3).

Начало игры: линейка для команд-участниц. Ребятам раздаются путевые листы (Приложение 4), разъясняются правила игры (Каждая команда проходит 6 станций. Время пребывания на станции – 5 минут, переход на другую станцию – 2 минуты). На каждой станции игроки сразу же получают заработанные баллы, их выставляют в путевой лист ведущие – члены жюри (в нашей школе хорошими помощниками членов жюри оказались старшеклассники – ученики 8-9 классов, которые фиксировали баллы, вели фотосъёмку), там же отмечают наиболее отличившихся ребят. Члены жюри последней станции для каждой команды выставляют общий балл за игру). В конце – линейка, на которой подводятся итоги, выслушиваются члены жюри, проходит награждение команд и наиболее отличившихся ребят.

Ход игры

Станция 1. Литературная.

1 тур. Разминка.

(Один ответ – 1 балл. Максимум – 10 баллов.)

  1. Сестра доктора Айболита? (Варвара.)
  2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
  3. Как звали трех медведей из сказки «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
  4. Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести-сказке Лазаря Лагина? (Старик Хоттабыч.)
  5. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
  6. Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
  7. С какими словами обращалась царица к зеркальцу? («Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
  8. Что кричал Петушок, сидя на спице? («Кири-куку, царствуй лёжа на боку!»)
  9. Сколько лет жил Робинзон Крузо на необитаемом острове? (28)
  10. Как звали трёх толстяков в сказке «Три толстяка»? (Имён нет.)

2 тур. Чей портрет?

(Один портрет – 2 балла: 1-ый - назван герой, 2-ой – книга или автор. Максимум – 20 баллов.)

  1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)
  2. Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Кто это? (Дядя Фёдор. Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пес и кот».)
  3. «Весёленько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава да цветы лесные. На березе уже листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала…» Кто это? (Огневушка-поскакушка. П. Бажов «Огневушка-поскакушка».)
  4. «Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как придорожные столбы, рот – как пещера, а глаза метали искры.» Кто это? (Джинн из сказки «Алладин и волшебная лампа».)
  5. «Между тем росла, росла
    Поднялась – и расцвела,
    Белолица, черноброва,
    Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
  6. «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это? (Зверь лесной, чудо морское. С.Аксаков «Аленький цветочек».)
  7. «Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда…, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.» Кто это? (Снежная королева. Г.Х.Андерсен «Снежная королева».)
  8. «Неужели это он? Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог её повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, - совсем маленький.» Кто это? (Карлик Нос. В. Гауф «Карлик Нос».)
  9. «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это? (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
  10. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

3 тур. Знаете ли вы басни Крылова?

Вашему вниманию мы предлагаем «Кавардак из басен Крылова». Вы должны узнать, из каких басен составлено наше «произведение». Всего их восемь. (Одна правильно названная басня – 1 балл. Максимум – 8 баллов.)

Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала. (1)
А Васька-кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. (2)
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надо ж беде случиться, (3)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близёхонько бежала. (4)
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай!» (5)
У кумушки глаза и зубы разгорелись. (6)
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.
«Что, кумушка, беда! – он говорит. –
Ни косточкой не мог
Нигде я поживиться;
Меня так голод и морит. (7)
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей» (8)
«Бедняжка куманёк!
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова».
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошёл домой. (7)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (4)

Ответы: 1 – «Свинья под дубом»; 2 – «Кот и повар»; 3 – «Волк и Ягнёнок»; 4 – «Ворона и Лисица»; 5 – «Демьянова уха»; 6 – «Лисица и Виноград»; 7 – «Волк и Лисица»; 8 – «Стрекоза и Муравей».

Станция 2. Театральная.

1 задание. Скороговорю.

Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (2 минуты на подготовку). Без ошибок – 2 балла, с 1-2 ошибочками – 1 балл, с ошибками, плохо – 0 баллов.

Марина грибы мариновала,
Марина грибы перебирала.

Летят три пичужки
Через три пусты избушки.

Боря Ире дал ириску,
Ира Боре - барбариску.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

В аквариуме у Харитона.
Четыре рака да три тритона.

Вася косит косилкой свежий овёс.

Шёл Глеб с хлебом,
Шла Оля с солью.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Варя варит, Жора жарит,
Петя песенки поёт.

2 задание. Инсценировка.

Это может быть домашнее задание: подготовить сценку о книге, библиотеке, языке. Это может быть данное задание: проинсценировать отрывок, стихотворение. (Максимум – 5 баллов.)

Станция 3. Словарная.

Умеете ли вы работать со словарями? С какими словарями уже приходилось встречаться? Выполните задания со словарями. (Максимум – 16 баллов за все выполненные задания.)

  1. Расставьте ударения в словах: каталог, торты, жалюзи, звонит, включишь.
  2. Из какого языка пришло к нам слово «абракадабра»?
  3. Растолкуйте слова: гравюра, автограф, словарь, плагиат, манускрипт.
  4. Подберите родственные по смыслу слова к слову «трудолюбивый».

Станция 4. Знатоки языка

1) Прочитайте фразу так, чтобы смысл её каждый раз менялся (всего 4 варианта) (4 балла максимум): теперьяподнимитетоже. (Теперь я, поднимите тоже; теперь я, подними те тоже; те перья подними, те тоже; те перья поднимите тоже.)

2) Четвёртый лишний. Найти в ряду из четырёх слов лишнее, аргументировать свой ответ (2 балла):

  • носок, мозоль, георгин, помидор (мозоль – ж.р.);
  • магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь (вестибюль – м.р.).

3) Назвать слова, имеющие пару для обозначения женщины данной профессии: агроном, журналист, врач, диктор, скрипач, учитель, редактор, дирижёр, корректор, приёмщик, певец, тракторист, композитор, спортсмен, геолог, писатель (журналист, скрипач, учитель, приемщик, певец, тракторист, спортсмен, писатель, 8 слов, 8 баллов.)

Станция 5. Игровая.

1 игра. Пословицы. Знаете ли вы пословицы о слове и речи? Собери пословицу из набора слов. Кто больше? (1 пословица – 1 балл.)

  • Добрым словом и бездомный богат.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • От приветливых слов язык не отсохнет.
  • Язык до Киева доведёт.
  • На добрый привет добрый и ответ.
  • Что написано пером, не вырубишь и топором.
  • Азбука – к мудрости ступенька.

2 игра. Составь слова. Составить как можно больше слов по конструкции (Максимум – 10 на первую, 10 – на вторую; 1 слово – 1 балл):

  • - о – ь;
  • м - - .

3 игра. Образуй слова от корня. Даны корни: стол, дом, кот, слово. Выбрать один, подыскать к нему как можно больше производных слов. (Слово – 1 балл.)

4 игра. Составь новые слова. Из данного слова составить как можно больше слов (имён существительных) из букв, образующих это слово. Добавлять другие буквы нельзя. Слова: фотография, экскурсионная. (1 слово – 1 балл.)

5 игра. Назови слова, противоположные по значению. Слова (8 баллов):

  • Тонкий (толстый).
  • Низкий (высокий).
  • Острый (тупой).
  • Здоровый (больной).
  • Чистый (грязный).
  • Победа (поражение).
  • Громкий (тихий).
  • Тяжёлый (лёгкий).

Станция 6. Библиотечная.

Вопросы (1 вопрос – 1 балл, максимум – 26 баллов):

  1. Что такое библиотека? (С греческого языка это переводится как «книжный дом».)
  2. В Толковом словаре В.И. Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? (Читатель.)
  3. Для чего библиотекарь каждый день не единожды задаёт один и тот же вопрос: «Фамилия, имя, класс?» (чтобы найти и заполнить формуляр читателя.)
  4. Что такое титульный лист, что по нему можно узнать о книге? (Это первая страница книги, на ней помещены основные сведения об издании: название, имена авторов, наименование издательства, место и год издания.)
  5. Что значит: «прочитать книгу от доски до доски»? (От корки до корки.)
  6. Почему мы говорим «писать с красной строки»? (Выражение пришло из Средних веков, когда первая буква абзаца или раздела писалась особым, красивым образом, часто красными чернилами.)

Закончите пословицы:

  1. Грамоте учиться – (всегда пригодится).
  2. В книге ищи не буквы, а (смысл).
  3. Книга твой друг, без неё (как без рук).
  4. Дом без книги, как (человек без души).
  5. Нет умного соседа – (с книгой беседуй).

Отгадайте загадки:

  1. Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)
  2. Мал малышок, да мудрые пути указывает. (Перо, ручка.)
  3. Чёрные птички на каждой страничке.
    Молчат – ожидают, кто их отгадает. (Буквы.)
  4. Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо.)
  5. Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет. (Ручка, карандаш.)

А сейчас проверим, какие вы читатели.

Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините автора и его произведение.

Список авторов:

  1. Г.Н. Троепольский.
  2. В.К. Железников.
  3. Ю.К. Олеша.
  4. Л. Кэрролл.
  5. А. Линдгрен.
  6. Д. Браун.
  7. В.П. Астафьев.
  8. К.Г. Паустовский.
  9. Д. Роулинг.
  10. А.С. Пушкин.

Список произведений:

  1. «Три толстяка».
  2. «Руслан и Людмила».
  3. «Рони, дочь разбойника».
  4. «Конь с розовой гривой».
  5. «Заячьи лапы».
  6. «Гарри Поттер и тайная комната».
  7. «Белый Бим, черное ухо».
  8. «Код да Винчи».
  9. «Алиса в Зазеркалье».
  10. «Чучело».

Ответы:

  1. Г.Н. Троепольский – «Белый Бим, черное ухо».
  2. В.К. Железников – «Чучело».
  3. Ю.К. Олеша – «Три толстяка».
  4. Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье».
  5. А. Линдгрен – «Рони, дочь разбойника».
  6. Д. Браун – «Код да Винчи».
  7. В.П. Астафьев – «Конь с розовой гривой».
  8. К.Г. Паустовский – «Заячьи лапы».
  9. Д. Роулинг – «Гарри Поттер и тайная комната».
  10. А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила».

Список литературы:

  1. Библиотечные уроки. Выпуск 1: Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний/Сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Глобус, 2007. – С. 56,116, 118, 152.
  2. Семейное чтение в год семьи/Сост. Т. Д. Жукова. – М.: РШБА, 2008. – С. 212 – 213.
  3. Читаем, учимся, играем. – 2004. - №2. – С. 54.
  4. Читаем, учимся, играем. – 2006. - №12. – С. 68.
  5. Читаем, учимся, играем. – 2007. - №3. – С. 18-23. - №6. – С. 5. - №11. – С. 59, 60-61.
  6. Читаем, учимся, играем. – 2008. - №2. – С. 5, 10, 13. - №6. – С. 9. - №7. – С. 54. - №9. – С. 70-71.