Игра-соревнование "Мир природы. Птицы" (младший возраст)

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели:

обучающая - закрепление и систематизация знаний учащихся о птицах;

развивающая - развивать умения обобщения знаний с помощью различных игровых форм;

воспитательная – воспитывать любовь к родному краю и бережному отношения к природе.

Задачи:

1) закрепление знания о птицах, населяющих нашу планету;

2) привить детям  любовь к чтению художественной литературы;

3) развитие познавательных интересов обучающихся;

4) работа над формированием у учащихся основного экологического образования;

5) выявление лучших знатоков пернатых друзей.

Структура мероприятия.

  • Беседа библиотекаря.
  • Конкурс рисунков по теме.
  • Разминка (викторина “Что ты знаешь о птицах?”).
  • Стихотворение-игра “ДА или НЕТ?”.
  • Кроссворд “Птицы” (русские народные загадки).
  • Игры: “Что кому по вкусу”, “Отгадай птицу по силуэту”, “Большие и маленькие”.

“Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища обязательно необходимо охранять. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.”

М. Пришвин

Вступительное слово библиотекаря.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов.

Вспомните русские пословицы:

  1. Метил в тетерю, а попал в сук.
  2. Счастье - вольная птица, где хотела, там и села.
  3. Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

Птиц на земле много – более 9 тысяч видов. Есть специальный раздел биологии, изучающий пернатых, и называется он орнитологией.

О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с тем-то таинственным и загадочным. Сегодня вы услышите несколько повествований о птицах. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь.

1 ученик. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как об этой. Одни народы возвеличивали ее, другие – проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу “нечистым животным”, слугой дьявола, Что это за птица? (Сова)

2 ученик. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещенными клювами и причислил к лицу святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? (Клесты)

3 ученик. В одном из распространенных преданий об одной птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышан далеко вокруг. Сердобольные люди называю ее вдовушкой, а каково ее настоящее имя? (Кукушка) Таких легенд о птицах много.

Вы знаете, что птиц надо оберегать. Когда в августе 1982 года в Москве проходил 8 Международный орнитологический конгресса, был задан вопрос: “Каково будущее птичьего населения планеты?” И вот как оценивают положение специалисты. По крайней мере, 10% птиц вымрут.

Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнезд. И запомните главное правило: если не можете помочь, в ваших силах не мешать, а это уже не так мало.

Разминка.

Викторина “Что ты знаешь о птицах?”

  1. У каких птиц на лапах ласты? (У водоплавающих)
  2. У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана)
  3. У какой птицы грудь красная? (У снегиря)
  4. У кого на голове красная шапка? (У дятла)
  5. Какая птица в тельняшке? (Кукушка)
  6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  7. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сорока)
  8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья смазаны жиром)
  9. Самая большая птица в мире? (Африканский страус)
  10. Самая маленькая птичка нашей страны? (Королек, вес 6 грамм)
  11. Почему у пингвина язык покрыт щипчиками? (Чтобы удерживать рыбу)
  12. Какая птица в небе блеет барашком? (Кулик-бекас)
  13. По чему ползает поползень? (По дереву сверху вниз)

ДА или НЕТ? (Анатолий Бортник)

(Стихотворение-игра)

Давай с тобою, друг, вдвоем
В “ДА или НЕТ” играть начнем.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
“Да” или “Нет” - ответишь вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй, и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый ...
А, рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать…
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным…
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою?...
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может ...
Мерцает ночью, как звезда,
На небосклоне, спутник …
А на окне узорный след
Мороз оставить может? …
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь раки…
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? …
Тех, кто чурается труда,
В народе уважают …
Весною раннею ранет
Сгибает ветки яблонь? …
А еж, рассердится когда
Слона убить сумеет …
Бегут по рельсам поезда
Они имеют ноги? …
Растет ли в море лебеда
Ну, что на это скажешь? …
А, верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят …
Скворец, не ведая стыда,
Порой синицу дразнит? …
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? …
Ну. А любимая еда
У волка мед и груши? …
В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра? …

Загадки о птицах

1. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
2. Шило впереди,
Клубок середи,
Ножницы – сзади. (Ласточка)
3. Ходит,
Спесь надуваючись. (Индюк)
4. Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица)
5. Белый, как снег,
Надутый, как мех.
Лопатами ходит,
А рогами ест. (Гусь)
6. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А со шпорами. (Петух)

Кроссворд “Птицы”

Задание: отгадать загадку, вставить ответ (приложение 1).

1. В болоте плачет, а из болота не идет (Кулик)

2. По поднебесью веревка протянулась (Журавли)

3. Белые хоромы, красные упоры (Гусь)

4. Верст не считал,
По дорогам не езжал,
А за морем – бывал (Стриж)

5. Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото (Яйцо)

6. Черный, проворный,
Кричит “крак” -
Червякам – враг. (Грач)

7. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы. (Сорока)

8. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (Кукушка)

Задание: с помощью “ключа” вставить буквы, и отгадать загадку. (Приложение 2)

Игра “Что кому по вкусу”

Задание: выбрать правильный ответ. (Приложение 3)

Игра “Отгадай птицу по силуэту”

Задание. Каждая из команд должна написать название птицы.

Рисунок 8. Павлин

Рисунок 9. Индюк

Рисунок 10. Фламинго

Рисунок 11. Цапля

Игра “Большие и маленькие”

Задание. Поставить буквы по росту, чтобы получилось название птицы. (Приложение 4)

Награждение победителей. (Приложение 5)

Использованная литература

  1. Атлас Самарской области. Для учащихся общеобразовательных учреждений. - Самара, Роскартография, 1999.- 32 с. Илл.
  2. Карякин И.В. Паженков А.С. Хищные птицы Самарской области. Книга-фотоальбом. – Самара, 2008. -66 с., илл.
  3. Сухин И.Г. 800 загадок - 100 кроссвордов. – М., Новая школа, 1996. -176 с.
  4. Учайкина И.Р. Люби и изучай свой край. Книга для учащихся начальных классов.- Самара, КРЕДО, 1999. – 64 ч. Илл.

Ресурсы интернет:

Www.ornithologist.ru

Www.bloodyworld.com

Http://apport.7bb.ru/

Basik.ru

Ihunter.msk.ru

Http://t-smertina.narod.ru/Rannie

Http://bozhe.moy.su/forum

Www.free-lance.ru

Http://allforchildren.ru/paint/

Http://www.raskraskin.ru/caplya-na-bolote/

Http://www.raskraska.com/raskraski

Http://www.razukras.ru/details.