Самоанализ управленческой деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Разделы: Администрирование школы


Методическая работа – это постоянный педагогический поиск. Это теория и практика, творчество и нелёгкий труд. Это и проблемы, и идеи их решений. Это пульс жизни нашей школы .Свою же роль как руководителя методической службы я вижу в создании условий, при которых у учителя возникает радостное обретение внутреннего педагогического сознания. Оно дает о себе знать мыслями и идеями о работе, появляющимися как бы сами по себе, не только на уроке, но и во всех других обстоятельствах жизни.

Стаж в должности заместителя директора по УВР-5 лет. Это не много, но и нее мало для того чтобы создать работоспособный, стабильный коллектив единомышленников. Педагоги нашей школы обладают высоким творческим потенциалом и здоровыми амбициями. Средний возраст – 40 лет. Это сплав мастерства и энергии. Уровень квалификации постоянно растёт. (Приложение 1) Учителя школы активно повышают свой профессионализм через курсовую подготовку очную и заочную. (Приложение 2) Поэтому стратегическая цель методической работы выстраивается прежде всего из потребностей образовательного учреждения. В данный период для нашего учебного учреждения она следующая: содействие повышению качества образования в условиях модернизации образования. Свою роль как руководителя методической службы я вижу в:

  1. Развития вариативных форм дошкольного и предшкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования.
  2. Поэтапного внедрения стандартов первого поколения, реализации программ предпрофильного обучения, использования инновационных технологий преподавания и системы независимой оценки знаний учащихся через сдачу экзаменов по новой форме за курс основной школы.

В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась следующими организационными формами:

  1. Тематические педагогические советы.
  2. Школьные методические объединения.
  3. Работа  по темам самообразования.
  4. Открытые уроки, их анализ.
  5. Предметные недели.
  6. Информационно-методическое обслуживание учителей.
  7. Диагностика педагогического профессионализма и качества образования.
  8. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
  9. Аттестация педагогических и руководящих работников.
  10. Участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью реализуются образовательные программы и учебный план школы, обновляется содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

Основными направлениями методической службы школы является аналитическая деятельность. Ежегодно анализируются результаты методической работы, обновляется база данных о педагогических работниках, собирается и обрабатывается информация о результатах УВП, выявляются затруднения дидактического и методического характера. (Приложении 3 – диаграммы.)

Серия анкет, опросов, собеседований позволила администрации выявить затруднения, потребности, интересы учителей, их готовность к изменениям. (Приложение 4 – «Трудности, с которыми Вы сталкиваетесь». «Слагаемые удовлетворённости». «Определение уровня профессионализма». «Готовность учителя к инновациям».)

Информационная деятельность представлена работой школьной медиатеки и библиотеки. Обеспечение библиотеки компьютером, телевизором, музыкальным центром, видеокамерой сделало библиотеку одним из важнейших подразделений методической службы школы. Систематическое информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы, формирование банка педагогической информации в процессе подготовки к семинарам, заседаниям методических объединений – это повседневная работа школьного библиотекаря Пшеновой Т.В. с которой мы тесно сотрудничаем.

Методический кабинет школы также содержит достаточный мультимедийный и дидактический материал, позволяющий педагогам повысить свою профессиональную компетентность.

За последние три года в помощь педагогам подобраны следующие рекомендации:

  1. Инновационные образовательные технологии.
  2. Организация исследовательской деятельности.
  3. Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса.
  4. Организация предпрофильной подготовки.
  5. Рекомендации учителю по преемственности между начальным и основным общим образованием.
  6. Особенности работы в сдвоенных классах малокомплектной школы.

100% педагогов владеют компьютером, 80% могут найти интересующую информацию в Интернете, 50% систематически пользуются информационными технологиями в урочной и внеклассной деятельности. Организационно-методическая деятельность, на мой взгляд, – самая основная составляющая работы завуча. Он тут и методист, и организатор, это и тот, кто создает благоприятную атмосферу. Но в организационной работе значительную часть времени у нас, завучей маленьких школ, занимает работа по составлению расписания, осуществлению замены уроков больных учителей, дежурство по этажам и в столовой в роли своеобразного надсмотрщика. А что же входит в организационно-методическую деятельность? Это деятельность педагогического менеджера. Для себя я определила следующие направления:

Направления Результативность
Работа методических объединений. Внутри школы действуют ШМО классных руководителей и межпредметное методическое объединение.
Участие в комплектовании фондов учебно-методической литературы. Фонд учебно-методической литературы пополняется исходя из потребностей участников образовательного процесса учебниками, которые входят в федеральный перечень.
Конкурсы педагогического мастерства. Участие в конкурсе «Учитель года»:
  • 2005 г. – Крузе Д.М.
  • 2006 г. – Бочанова Т.М.
  • 2008 г.– Габерман С.В.
Планирование повышения квалификации.
  • 100% педагогов прошли обучение на различных курсах по информационным технологиям;
  • повышение квалификации осуществляется согласно графику;
  • отказов от повышения квалификации не бывает.
Участие в разработке целевой программы развития ОУ. Разработана программа развития Тополевской школы до 2010 года.
Организация педагогических чтений, семинаров, научно-практических конференций. Имеют публикации Бочанова Н.Г., Крузе Д.М., Нельмаер Л.Э., ШтерцерА.П., Пшенова Т.В.
Организация взаимодействия различных методических структур (внутри ОУ и других ОУ и организаций). На протяжении многих лет активно сотрудничаем с методической службой Новоярковской средней школы и Новочановской средней школы.

ЦИМО проводит совещания для руководителей образовательных учреждений, районные методические объединения, где педагоги получают информационную и методическую помощь. Школа завуча имеет практическую направленность. Все заседания проходят в интересных нетрадиционных формах, дают содержательный материал для организации управленческой и методической работы.

Оказана помощь в подготовке к участию в муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Создание учебно-воспитательного комплекса по интеграции основного общего и дополнительного образования как открытой социально-педагогической системы».

Оказание помощи в подготовке к аттестации и в межкурсовой период. В школе нет педагогов не имеющих квалификационной категории: 20% – высшая, 60% – первая, 20% – вторая.

Как видно из ранее представленного, новизна в работе методической службы нашей школы не коснулась структуры (Приложение 5) хотя она стала более мобильной, подвижной. Появились творческие группы, которые работают над решением определенных задач. Таким образом, структурирование всех видов методической деятельности соответствует заявленным целям школы. Изменилось содержание работы всех подразделений. Примером может стать технология подготовки и проведения педагогических советов. (Приложение 6) Педагогический совет- это событие. Все, что на нем происходит, тщательно готовится, но никогда не может быть спрограммировано до мельчайших подробностей. Цели и задачи педсовета призваны объединить усилия всех участников образовательного процесса по поиску оптимальных решений возникающих проблем. Тема педсовета должна быть современной и своевременной, логически вытекать из концепции развития школы в целом и задач, определенных годовым планом, в частности. В нашей школе, по традиции, 3 педагогических совета в каждом учебном году являются тематическими. Подготовка к педагогическому совету начинается за 2-2,5 месяца. Проходит заседание метод совета, где распределяются обязанности, проводятся заседания ММО, проводятся открытые уроки или внеклассные занятия, отражающие заявленную тему. (Приложение 7) Формы проведения различны: от теоретических выступлений до «мозгового штурма». Причем в последнее время именно таким формам отдают предпочтение педагоги нашей школы.

Как завуч свою задачу я вижу и в формировании у учителя интереса к педагогическим инновациям. Наблюдается положительная динамика в обновлении и приобретении знаний в области педагогических технологий, их апробации и получении стабильных результатов. (Приложение 8)

Успешность методической работы в ОУ зависит от ресурсов представленных в таблице. Исходя из их наличия или отсутствия в школе возникают проблемы которые касаются и методической службы. Большинство проблем разрешимы.

Поэтому, очерчивая проблемы методической работы, я вижу и пути их решения.

Ресурсное обеспечение Проблемы Перспективы развития
Информационных
  1. Несвоевременное получение информации из-за сбоев в работе связи и Интернета.
  2. Отсутствие компьютера (ноутбука) для администрации.
  3. Не все педагоги в равной степени владеют ИКТ.
  1. Интенсифицировать использование электронных носителей в управлении школой.
  2. Перевести учет информации в электронную форму.
  3. Подготовить педагогические кадры, способные работать в инновационном режиме, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Нормативно-правовых С момента принятия Устава школы (2005 г.) некоторые локальные акты требуют уточнений и изменений.
  1. Разработать дополнения к Уставу школы в связи с введением в структуру школы новых компонентов: группы предшкольной подготовки.
  2. Совершенствование документальной базы деятельности методических структур.
Научно-методических
  1. Перегруженность отдельных педагогов.
  2. Неумение и нежелание повышать свою компетентность в области анализа ситуации, проблематизации и других видов управленческой деятельности.
  1. Организация методической работы на основе конструктивного, научно-обоснованного анализа с последующей коррекцией и перепроектированием в зависимости от реализации заявленных целей и задач.
  2. Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
Организационных Отсутствие у школы транспортных средств значительно затрудняет участие педагогов и школьников во многих мероприятиях. Обеспечить взаимодействие с экспериментальными площадками для поддержки и обмена информацией через участие в семинарах, публикацию в Интернете на школьном сайте.
Мотивационных
  1. Неуверенность в будущем, страх потерять работу.
  2. Отторжение образования среди части родителей и детей как социальной ценности.
  1. Использование надтарифного фонда.
  2. Представление к поощрениям различного уровня лучших педагогов школы.
  3. Продолжить разъяснительную работу среди родителей по содержанию образования.
Кадровых Возможное сокращение штата в связи с реструктуризацией учебного заведения – отсюда отсутствие конкурсной ситуации среди педагогических кадров, что приводит к определенному профессиональному застою.
  1. Сопровождение педагогической деятельности научной консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.
  2. Отслеживание роста педагогического мастерства путем проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности.
Материально-технических
  1. Изношенность основных средств и невозможность их обновления в основных школах из-за ограниченности ресурсов.
  2. Минимальные расходы на организацию методической службы.
Ходатайствовать перед Советом школы, управлением образования о выделении средств на обновление методического кабинета в школе.

Стараюсь быть примером для педагогов школы: в 2006 году стала Дипломантом областного этапа Всероссийского творческого конкурса «Овеянные славой флаг наш и герб»(диплом); в 2007 году приняла участие в работе международной научно-практической конференции, опубликовала статью «Использование технологии частных учебных задач как условие личностного развития»; в 2009 году приняла участие районном конкурсе методических служб (грамота), в 2010 в конкурсе «Фестиваль педагогических идей» (диплом) два последних года участвую интернет-фестивале педагогических идей «Открытый урок» (сертификаты и дипломы). Имею общественные нагрузки: руководитель межшкольного методического объединения учителей истории.