Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством художника А.А. Пластова.

2. Учить осмысливать содержание, которое художник хотел донести до зрителя, эмоционально воспринимать картину, как произведение искусства.

3. Совершенствовать умение отбирать нужные для сочинения слова. Формировать умение писать сочинение, правильно излагать на письме свои мысли.

4. Привлечь внимание детей к красоте русской природы зимой.

Оборудование: на доске репродукция картины А. Пластова “Первый снег”, портрет художника, фотографии с зимним пейзажем.

На каждой парте такие же репродукции, справочные листы.

На плакате написано четверостишие:

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

И. Никитин

Ход урока

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- На доске я вижу картину. Мы будем её рассматривать, узнаем имя художника. Будем писать сочинение.

- Ребята, сегодня у нас с вами встреча с прекрасным. Посмотрите на картину русского художника Аркадия Александровича Пластова. Она называется “Первый снег”.

1. Беседа о жизни и творчестве художника. Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) родился в семье крестьянина - иконописца. (Показываю его портрет). Дед его тоже был иконописцем, архитектором. Начал рисовать в раннем детстве. В 15 лет сказал себе - буду только художником. Но по совету отца поступает в Самарскую Духовную семинарию. Рисовать не прекращает. По окончании семинарии едет в Москву, учится в училище живописи. В 1917 году заканчивает училище. В 1932 году случилось несчастье - сгорает мастерская художника. Огонь уничтожает много картин, новых заготовок. Но Пластов не отчаивается и продолжает много работать. Он создает яркие бытовые произведения. Художник хорошо знает жизнь русской деревни. С большим уважением он относится к труду людей, живущих в деревне. Почти на всех полотнах художника есть дети. Вот ещё одна из его картин “Лето”. На картине, которая лежит перед вами, вы тоже видите детей. Картина называется “ Первый снег”.

2. Рассматривание картины и обмен первыми впечатлениями.

- Мне картина нравится. Падает снег. Красиво!

- Дерево ажурное, в кружевах.

- Небо розовое. Я такое тоже видел. Красота!

- Да, это первый снег. Ведь художник так и назвал картину.

Учитель: Ребята, слово первый...

К каким событиям вашей жизни подходит это слово?

- Первые шаги, первые слова, первые оценки, первый день рождения, первая подруга, первый день Нового года.

- Какие чувства вызывает это слово?

- Удивления, волнения, радости, ожидания, счастья, неожиданности, что-то таинственное.

- Ребята, а первый снег какой?

- Крупный, пушистый, долгожданный, тихий, скромный.

3. Послушайте, что о первом снеге написал К.Г. Паустовский.

Читают дети. Они готовились заранее.

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

- Какой у писателя снег?

- Как стеклянный дождь.

- А земля?

- Нарядная невеста в белом платье.

- Какой день?

- Сонный, тихий, спокойный.

- Какое небо?

- Пасмурное, высокое, тоже сонное.

- Что он рассказывает о зиме?

- Прошлась хозяйкой по земле. Уже вступает в свои права. А на разведку отправила несколько снежинок.

Иван Андреевич Бунин так рассказывает о первом снеге.

Читают дети. Они готовились заранее.

“... Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло”.

- Как вы понимаете строчку “первым снегом понесло...”?

- Налетел ветер, снег сыпется, быстро, без спроса, в разные стороны, вьюга, метель.

4. Учитель: Рассмотрите фотографии. На первой вы видите снег. Он осторожно опускается на землю. Припорошил чуть-чуть верхушки деревьев. Только прикрыл дорожки и тропинки. Видна сухая трава, земля. Он робко летит к земле, боится напугать природу.

На другой - снег налетел вместе с ветром. Прикрыл всю землю снежным толстым ковром. Надел на деревья снежные шубы. Он уже хозяин, бесстрашный, шумный. Вот такой первый снег.

Ученик: А я вспомнил стихотворение Ивана Сурикова “Зима”:

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело…

Учитель: Алёша, а какой снег в этом стихотворении?

- В этом стихотворении снег тихий, но упорный, настырный, шёл всю ночь и прикрыл всю землю.

- Да, ребята, не только художники, но и поэты, писатели, композиторы были очарованы первым снегом, зимушкой-зимой.

5. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали.
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!

6. Пластов написал свою картину в 1946 году. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Мы видим сельский зимний пейзаж во всей красоте и прелести. Художник рад, ему нравится такое состояние природы. Он как ребёнок радуется первому снегу.

- Какое время года изобразил художник?

- Начало зимы. Первые дни зимы.

- Почему решили, что это начало зимы?

- Нет еще сугробов. Видна голая земля. Даже сухой листик виден.

- А какое время суток?

- Утро. Снег шел ночью. Дети еще никуда не выходили. Они только проснулись.

- Кого мы видим на переднем плане?

- Детей. Девочке лет 9,10 и мальчику лет 6,7.

- Это деревенские дети или городские?

-Деревенские. Они живут в старом деревенском бревенчатом доме. Забор возле дома тоже старый, покосился. Его давно надо починить. Там нет одной дощечки в заборе.

- Как одет мальчик?

- В пальто, шапка не завязана. Он быстро её надевал и не успел завязать на узел.

- А девочка?

- Успела надеть платье, на плечи накинула платок. На ногах валенки, но не её размера.

- Почему дети одеты так?

- Очень торопились выбежать на улицу, им хотелось быстрее увидеть первый снег.

- Они что делают?

- Дети замерли от такой красоты. Подняли головы вверх, смотрят на небо - смотрят как тихо и медленно падают снежинки.

- Какие лица у детей?

- Заинтересованные, радостные, задумчивые, торжественные, восторженные, красивые, умные.

- Почему их удивил первый снег?

- Снег добрый, мягкий, пушистый, теплый, тихий. Падает хлопьями. А мальчик, наверное, забыл и уже не помнит, каким бывает снег. А, может, дети никогда не видели такую красоту. Они же живут в деревне. Осенью кругом было грязно, дороги размыло дождём. Везде грязь и слякоть. И вот дети увидели первый снег. Всё кругом побелело, стало белым, чистым, красивым.

- А что еще мы видим на переднем плане?

- Большую березу. Ветви у нее раскидистые, широкие. Это старая берёза, не молодая.

- Она рада первому снегу?

- Да, берёза как бы распахнула ветви для встречи со снегом, с зимой. Хочет обнять снежинки, поймать их своими веточками.

- Почему не всю березу видим?

- Художник хотел нам показать детей, которые радуются снегу, а не берёзу. На картине важнее дети, их настроение.

- Кого мы еще видим?

- Ворону. Она тоже рада. Ходит важно по снегу. Хочет его попробовать на вкус. Перебирает лапками упавшие снежинки.

- А снег?

- Он идет, покрывает крыши домов, деревья, землю, детей. Художник показывает нам крупные хлопья.

- На дальнем плане кого мы видим?

- Люди на санях. Они ликуют, радуются первому снегу. Люди едут в санях по первому снегу. Радуются и животные – лошади.

- Художник показывает нам единство живой и неживой природы. Какой фон картины темный или светлый?

- Фон теплый, светлый. Краски розоватые, серо-голубые, серо-розовые. Но главный цвет - розовый. Это цвет радости, праздника.

- Ребята, художник свое полотно расположил вертикально. Это случайно?

- Нет. Снег падает сверху. Художник показывает нам, как падает снег. Он показывает движение снега, бездонность неба. Если бы картина была расположена горизонтально, то мы бы увидели только детей, ствол берёзы, ворону на снегу. А Пластов хотел показать нам ещё и небо. Может быть, чтобы мы проследили за полётом снежных хлопьев.

7. Физкультминутка. “Гимнастика для пальцев”.

Большой палец мы потрём.
Указательный – пожмём.
Средний - с вами мы погладим.
Безымянный – пощипаем.
А мизинец разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём.
И писать уже начнём.

8. Открываю доску. Для написания сочинения вам понадобятся опорные слова.

Снег

робкий

тихий

пушистый

мохнатый

белые бабочки

порхал, танцевал, кружился.

Земля

покрыта пуховым одеялом

снег ей к лицу

белая скатерть

Небо

тихое

тяжёлое

таинственное

отражается на снегу

просыпается солнце

Береза

в белой шубе

нарядная

стройная

Ворона

радостная

гордая

важная

9. План сочинения.

1) Первый день зимы.

2) Радость детей.

3) Цвет и настроение картины.

4) Мое отношение к картине.

10. Вы можете пользоваться справочными листками. Выберете для себя вывод. Можете написать свой вывод. “Чувство радости и восторга при виде первого снега”.

“Светлый и поэтический праздник природы”.

“Нельзя остаться равнодушным, глядя на это великолепие природы”.

“Ощущение радости и счастья”. (В.И.Воробьёва, С.К. Тивикова)

Предлагаемые детям выводы; названия цветов и их оттенков, которые используют в картинах художники; размеры; возраст; состояние предмета; свойства предмета, человека, животного; настроение, характер, вид героев - на справочных листах у каждого ребёнка на парте. Приложение. (По книге О.В. Узоровой, Е.А.Нефедовой “Как научить ребенка писать сочинения по картинкам”)

11. Кто попробует устно рассказать, о чем будет писать?

Заслушиваем нескольких учеников.

12. Дети, пользуясь опорными словами, написанными на доске, справочными листочками, планом, пишут самостоятельно сочинение.

Ребята знают, что могут подойти ко мне и посоветоваться.

В конце урока необходимо заслушать несколько человек.

Примечание. Через некоторое время в классе проводится конкурс на лучшее оформление творческой работы. Дети пользуются цветными карандашами, ищут картинки, фотографии. Я оставляю эти сочинения у себя и вручаю детям после окончания 4 класса или школы.

№ 1. Цвета и их оттенки. Приложение

Литература

  1. В.И.Воробьёва, С.К. Тивикова “Сочинения по картинам в начальных классах”, М., “Астрель”, “АСТ”, 2003.
  2. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина “Изобразительное искусство. 1 класс”, М., “Дрофа”, 2002.
  3. Мурашова Е.В. “Сказка про мальчика, понимавшего язык земли. Аркадий Пластов", М., “БЕЛЫЙ ГОРОД”, 2003
  4. О. Узорова, Е.Нефедова “Как научить ребенка писать сочинения по картинкам”, “АСТ, Астрель”, 2002.