Умножение двузначного числа на однозначное

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. научить учащихся умножать двузначное число на однозначное и наоборот;
  2. повторить переместительное свойство умножения, свойство умножения суммы на число;
  3. развивать логическое мышление, математическую речь;
  4. воспитывать усердие, трудолюбие, взаимопомощь.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся (кивок). Сели тихо, руки перед собой. Начинаем урок. Внимание на экран.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Если знаешь твердо таблицу умножения,
То сумму на число умножишь без сомнения.
Вовка правила поможет повторить,
Чтоб задания правильно решить.

– Вовка на урок пришел
И гостей с собой привел.

– Вы узнали его? (это Вовка из Тридевятого царства) Он будет нашим другом и помощником.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Умножение двузначного числа на однозначное».

– Чем мы будем сегодня заниматься на уроке прочитает Ксюша.

– Мы будем сегодня задачи решать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
НО помни о том, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа!

– Мы с Вовкой отправляемся в путешествие по дорогам Математики, и вначале пути нам встречается Устный счет(объявляет Таня)

III. Устный счет.

1) – Первое задание мне поможет провести Никита.

4 медведя на велосипеде,
Двое следом побежали.
Сколько лапок сосчитали? (24 лапки)

2) – Следующее задание проведет Таня.

– К трем зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок? (42 морковки)

3) – Следующее задание «Расшифруй слова»

Для вас приготовили Вовка и я.

– Если вы правильно решите все примеры, то на экране появится зашифрованное слово.

  • 7х6=42 Д
  • 15:3=5 Р
  • 10х5=50 У
  • 6х8=48 Ж
  • 32:4=8 Б
  • 3х9=27 А

– Какое слово получилось? (дружба)

– С голубого ручейка начинается река,ну а дружба начинается с улыбки! Улыбнитесь друг другу.

4) – А сейчас задание на смекалку. Проведет его Ксюша.

– Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:

  • 16+20:4=9
  • 9х10-7=27
  • 16:8+8=1

5) – Следующее задание: заменить числа суммой разрядных слагаемых:

35, 87, 92, 15, 24.

– Мы не случайно сейчас раскладывали на сумму разрядных слагаемых. Это нам пригодится для изучения новой темы.

– Молодцы! Вовке понравилось как вы считали.

– А тем временем наш герой идет дальше. И впереди у нас новая тема.

IV. Объяснение нового материала.

– Ой, что это Вовка собирается делать? Зачем ему ящик с инструментами? Давайте посмотрим!

– 3 полки Вовка смастерил,
15 книжек положил.
Сосчитать совсем несложно,
Сколько книг на них поставить можно?

– Как узнать? Что надо сделать? (15х3)

– Верно! Как умножить двузначное число на однозначное? Может кто-то догадался?

– Заменю число 15 суммой разрядных слагаемых 10+5 и каждое слагаемое этой суммы умножу на 3. Полученные результаты сложу. Продолжит счет Аня.

10х3=30 5х3=15 и30+15=45

– Кто еще пришел к нам в гости? Это Василисы Премудрые. Они нам предлагают повторить этапы умножения двузначного числа на однозначное.

  1. Замена суммой разрядных слагаемых
  2. Умножение суммы на число
  3. Сложение результатов

3х15 – А теперь посмотрите внимательно. Что изменилось? В чем разница? (поменяли множители местами).

– Верно! Мы знаем переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется. Прорешает пример Никита.

– Хорошо! Продвигаемся дальше по дорожке.

– Вот наш Вовка перешел мостик с новой темой и вдруг перед ним волшебные слова: Решай! Думай! Вычисляй!

Задание из учебника. Откройте с.8, найдите примеры №1. Приготовили тетради. (1 ученик у доски)

– Успешно справились с заданием. А теперь сделаем паузу и отдохнем на привале.

V. Физминутка.

VI. Работа над пройденным материалом.

– Приготовились работать дальше.

– Продвигаемся дальше по тропинке и подходим к пункту Помогайка!

Ой, а это кто еще к нам стучится? Так это же двое из ларца одинаковы с лица! Просят помощи в решении задачи №2.

Работа над задачей.

VII. Самостоятельная работа.

– Продолжаем наше путешествие. И вот мы подошли к поляне «Сделай сам». Неожиданно нам повстречался царь. Он не любил сидеть без дела. Сам решил покрасить забор в своем царстве. Вот и вам предлагается поработать самостоятельно. У каждого на парте лежат листики с примерами. Надо решить примеры, записать ответ.

– А теперь поменялись своими работами с соседом. Проверьте, поставьте оценку:

  • ни одной ошибки – «5»
  • 1 ошибка – «4»
  • 2 ошибки – «3»
  • больше 3 ошибок – «2».

Проверка.

VIII. Подведение итогов.

– Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вовка вместе с нами вернулся домой. Пора подвести итоги.

– Что нового узнали на уроке? Что понравилось на уроке?

– А теперь давайте запишем домашнее задание.