Урок русского языка в 9-м классе "Сложные предложения с разными видами связи"

Разделы: Русский язык


Раздел «Сложные предложения с разными видами связи» мы рассматриваем как систему обобщающих уроков в 9 классе, объединённых не только по сходству грамматического материала, но и по сходству содержания анализируемых текстов: А.С.Пушкин отрывок из романа «Евгений Онегин» глава 4, строфа 18 «Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже!»; М.Ю.Лермонтов отрывок из романа «Герой нашего времени» часть вторая «Княжна Мери» 13-го мая – о докторе Вернере; Н.В.Гоголь отрывок из повести «Тарас Бульба» глава 9 - речь Тараса перед решающей битвой («Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество…»). Глубоко прорабатывается одна тема (в данном случае это «дружба – приятельство - товарищество»), и по итогам обсуждений учащиеся пишут творческую работу по ней.

Таким образом, основной формой работы становится анализ художественного текста. Мы используем два подхода: лингвопоэтический анализ (как анализ идейно-художественного содержания произведения) и лингвистический анализ (как анализ структурных компонентов текста, служащих для выражения этого содержания).

Начинаем с лингвопоэтического анализа, поскольку именно он не требует специальных филологических знаний и доступен любому, даже слабому ученику. Первый этап – медленное выразительное чтение текста. На что направлено наше сознание, когда мы читаем текст, что мы выявляем в тексте в первую очередь? Конечно, слово и то, какую информацию оно несёт. Однако слово (как и любая другая языковая единица) в художественном произведении обладает двойственной природой, так как наполняется новым поэтическим содержанием. Чтобы выявить то значение, ту идею, которую вложил в каждое из множества слов писатель, необходимо найти ключ. И таким ключом становится семантический «обертон» (М.М.Бахтин), «образно-тематический узел» или «единая стилистическая доминанта» (А.А.Липгарт). Деятельность читателя (учащегося) направлена на поиск такого ключевого слова; затем находят его связь с другими словами в тексте, выстраивают внутреннюю смысловую структуру произведения. Одновременно учащиеся объясняют чувства, поступки героев, делают вывод об отношении к ним автора, размышляют об их внутреннем мире. Это позволяет адекватно понять текст и одновременно задействует механизм творческой (интеллектуальной и эмоциональной) активности учеников.

Предметом лингвистического анализа является языковой материал текста и способы его использования для выражения содержания в определённой образной системе. Здесь в первую очередь необходимо учитывать исторические изменения, произошедшие в языке, непонятные факты поэтической символики, незнакомые современному носителю русского литературного языка диалектизмы, профессионализмы, арготизмы и термины, индивидуально-авторские новообразования в сфере семантики, словообразования и сочетаемости. Поскольку тема раздела – «Сложные предложения с разными видами связи», особое внимание обращается на синтаксические конструкции и их функции в художественном тексте.

В качестве примера предлагается ознакомиться с планом одного из уроков данного раздела, к уроку прилагается компьютерная презентация.

Урок на тему: «Сложные предложения с разными видами связи»

(продолжение темы)

Цели урока:

  1. развить понятие о сложном предложении с разными видами связи;
  2. определить функции данных предложений в тексте;
  3. систематизировать теоретические сведения о сложных предложениях разных типов;
  4. научить строить и употреблять сложные предложения с разными видами связи;
  5. развить и закрепить навыки:
    а)постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
    б)составления схем сложных предложений с разными видами связи;
  6. развить умения и навыки лингвопоэтического и лингвистического анализов художественного текста (определение темы, ключевых слов, основной мысли, характерных языковых особенностей и др.);
  7. интегрировать учебные курсы русского языка и литературы.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель объявляет тему урока, ставит перед учащимися цели на данный урок. Говорится о том, что работа над разделом «Сложные предложения с разными видами связи» продолжается, как и на предыдущем уроке (см. Приложение) будет анализироваться отрывок из уже известного художественного произведения, сегодня это отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - часть вторая «Княжна Мери» 13-го мая, о докторе Вернере. Учащимся раздаются листочки с текстом отрывка.

2. Лингвопоэтический анализ отрывка.

- Медленное выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником. Учащиеся сразу нацелены на нахождение ключевого слова. Такая работа с текстом ведётся уже с начала года, поэтому ребятам, знакомым с такой техникой, нетрудно найти смысловую доминанту, а значит – правильно определить идею текста (отрывка). Если же лингвопоэтический анализ проводится впервые, учителю следует заранее сказать, что такое ключевое слово (слова); каким образом следует находить его в тексте: сначала следует воспринять произведение в целом, не распыляя сознание на разбор отдельных элементов, и только после этого постараться определить, какое слово можно назвать ключевым, то есть вобравшим в себя смысл всего текста (отрывка). На подобную работу с текстом стоит потратить время, поскольку это поможет ребятам в дальнейшем правильно понимать прочитанное.

- Выявление ключевого слова – определение замечательный.

- Определение значения ключевого слова, какое из предложенных определений ближе к значению слова в тексте?Толковые словари дают следующие определения: «исключительный по своим достоинствам, выдающийся» [5]; «стоящий замечания, внимания, примечательный, необычный или удивительный» [2].

Отмечается, что определение, данное словарем Даля, ближе тому значению, в котором употреблено слово «замечательный» в тексте. Таким образом, в предложенном отрывке слово «замечательный» можно объяснить буквально, исходя из его внутренней формы (признака, положенного в основу номинативной единицы, образного представления о предмете, действии, явлении, признаке и т.д.): «замечательный» – «примечательный», «заметный», от глагола «заметить».

- Повторное чтение текста. Оно просто необходимо, чтобы уже с новой позиции, уже многое поняв, ещё раз погрузиться в текст, глубже вникнув в замысел автора. При повторном чтении учащиеся выявляют смысловые связи между ключевым и другими словами отрывка.

- Выявление смысловых связей с другими словами, в данном случае – нахождение причин, почему доктор Вернер замечательный человек, и для кого он замечателен-заметен среди других, а для кого он замечателен-отличен от других. Составляется примерная схема смысловых цепочек текста (см. Презентацию).

Задания по тексту (выполняются устно).

1) Назвать, используя цитаты из отрывка, причины, почему доктор Вернер замечательный человек:

  • «имя Вернер, но он русский» - несоответствие имени и национальности;
  • «скептик и матерьялист…, а вместе с этим поэт…, хотя не написал двух стихов»;
  • «изучал все живые струны сердца человеческого…, но… не умел … воспользоваться своим знанием»;
  • «насмехался над своими больными; но … плакал над умирающим солдатом»;
  • «был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу»;
  • «скорее сделает одолжение врагу, чем другу»;
  • «наружность … поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии»;
  • некрасивая внешность: «мал ростом, и худ, и слаб…; одна нога … короче другой…; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна», с другой стороны – одежда и руки: «в его одежде заметны были вкус и опрятность; … руки красовались в светло-жёлтых перчатках»;
  • «молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился…, но в самом деле оно льстило его самолюбию»;
  • помимо вышеперечисленного: «злой язык» и «маленькие чёрные глаза… старались проникнуть в ваши мысли».

2) Найти в тексте фразу, которая является обобщающей для всех вышеназванных причин - «странное сплетение противоположных наклонностей».

3) Кто даёт такую характеристику доктору Вернеру?

Печорин. Именно он пишет в качестве вывода об их отношениях с доктором Вернером: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». «Поняли», т.е. заметили, отличили среди других, нашли точки соприкосновения, сходные черты характера, поведения и т.п.

4) Упоминаются ли другие люди в отрывке?

Больные, «не один добряк», «его соперники, завистливые водяные медики», «его приятели, то есть все истинно порядочные люди», молодёжь. Их условно можно разделить на две группы: приятели и соперники.

5) Каковы отношения доктора Вернера с этими людьми? (Ответ даётся с использованием цитат.)

Для них доктор Вернер замечательный в смысле отличный, не такой, как они, причем он сам проводит эту грань: для соперников он умен и у него «злой язык», поэтому они испытывают к нему зависть и ненависть (которую, кстати, доктор сам готов всячески подогревать и усиливать); над некоторыми больными он «исподтишка насмехался»; для приятелей – «скорее сделает одолжение врагу, чем другу».

6) В чём причина такого отношения доктора Вернера к людям?

Он «изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа».

7) Тогда почему сошлись с Печориным? – Потому что похожи.

3. Лингвистический анализ отрывка.

- Анализ незнакомой или малопонятной лексики текста. Учащиеся находят непонятные для себя слова, учитель объясняет их.

эндимионы – от им.собств. Эндимион – в греческой мифологии знаменитый своей красотой юноша (пастух или охотник).

френолог – человек, занимающийся френологией, т.е. устаревшей теорией о связи между формой черепа и умственными способностями и моральными качествами человека.

Мефистофель - наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Обычно выступает как спутник доктора Фауста.

- Задания по синтаксису.

1) Найдите предложения, соответствующие схемам:

Предложения №№ 6, 12.

2) Найдите в тексте предложения №№ 1, 8, 9, 18; подчеркните в них грамматическую основу, в тетради составьте схемы, отмечая виды придаточных.

Проверку выполненного задания учащиеся производят самостоятельно, сверяясь с доской (см. Презентацию).

3) Вопросы по характеру синтаксических конструкций в тексте (устные ответы, при этом ученик может делать пометки в своей карточке с текстом):

- Какого типа предложения преобладают?

- Сложные, с разными видами связи (из 18 предложений 13 сложных).

- Какой вид связи преобладает?

- Бессоюзная связь со значением причинно-следственных отношений.

- Как вы думаете, для чего автор ставит двоеточие перед союзом оттого-то в 12 предложении?

- Чтобы подчеркнуть причинно-следственные отношения.

- Найдите предложения с сочинительной связью, какие союзы чаще всего встречаются в таких конструкциях?

- Преобладают противительные отношения: союз но употребляется 5 раз, союз а – 3 раза и союз хотя – 2 раза.

- Делается вывод о смыслообразующей функции сложных предложений с разными видами связи в данном отрывке: перед нами дневниковые записи человека, пытающегося разобраться в себе и во взаимоотношениях между людьми, отсюда и попытка объяснить те процессы и явления, которые происходят в нём самом и в окружающих. Эти процессы сложны и многообразны, и объяснить их порой так же сложно, поэтому в тексте преобладают сложные синтаксические конструкции с разными видами связи и преобладанием причинно-следственных отношений. Противительные союзы говорят о противоречивости характера описываемого героя, которая «задаётся» уже в первых предложениях: «Нынче поутру зашёл ко мне доктор Вернер; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец».

- Найдите простые предложения (2, 4, 10, 14, 16); как вы думаете, какова их функция в данном тексте?

- Эти предложения кратки, лаконичны, в то же время очень ёмки по содержанию, поэтому их функция – расставить акценты, определить доминанты в характере героя.

- Найдите примеры инверсии; какова роль этого приёма в отрывке?

- Подчеркнуть какое-либо свойство характера или внешности героя.

4) Делается общий вывод о роли синтаксических конструкций в данном тексте.

4. Домашнее задание:

найдите в тексте романа черты Печорина (характер, внешность, поступки, привычки, отношения с людьми), соответствующие чертам доктора Вернера; или упражнение № 253.

Приложение

Презентация

Список литературы:

  1. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики. Спб., 2001;
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. Т.1: А-З. – М.: ТЕРРА, 1995, с.607;
  3. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Воронеж, 2001;
  4. Липгарт А.А. Основы лингвопоэтики. М.: Диалог – МГУ, 1999;
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Рус.яз., 1984, с.183;
  6. Поэтика текста: Терминологический словарь-справочник / авт. и сост. А.В. Султанова; под ред. Л.В.Шамрей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004;
  7. Султанова А.В. Лингвопоэтический анализ художественного произведения (Теория вопроса) // Пушкинский альманах: сборник научно-методических материалов. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
  8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. М., 2002.