Внеклассное мероприятие "В гостях у времен года"

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование:

Хороша зима снегами,
Весна - цветами,
Лето - грибами,
А осень – стогами.

(Такими плакатами украшен класс)

Выставка рисунков детей и родителей о временах года, поделки их пластилина - хлеб.

Вырезанные из бумаги: сосульки, подснежники, ландыши, зелёные кленовые листочки, клубнички, ромашки, ягоды смородины, колокольчики, грибочки, орешки, снежинки, снежки, снеговички.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы пришли в гости к временам года.

Сколько их всего? Назовите их.

Сегодня мы познакомимся с загадками, играми, приметами, скороговорками, закличками - русским народным творчеством о временах года; послушаем музыку великого русского композитора П.И. Чайковского. Своё произведение он так и назвал: “Времена года”.

Какое время года у нас сейчас на улице?

Весна.

Входит девочка в голубом платье с зелёными бантиками в волосах, букетиками искусственных цветов – ландышей и подснежников. В это время все слушают музыку П.И.Чайковского “Март”.

Здравствуйте, ребята. Я хочу пригласить сюда своих верных помощников - братцев месяцев.

Входят 3 мальчика: на голове – ободки - март, апрель, май.

Март:

Это моя музыка.

Пришла весна - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капелью,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: “ Вить гнёзда пора!”

Весна с мартом загадывают загадки:

Бела как снег, черна, как уголь,
Вертится, поёт как бес, и дорога в лес. (Сорока)

Мы построили вдвоём для гостей весенний дом,
А верней сказать - дворец, прилетай скорей…(Скворец)

Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей, взад - вперёд
По пашне вскачь, а зовётся птица… (Грач)

Вручает призы – сосульки.

Учитель: Слушаем музыку “Апрель”.

Апрель: Это про меня.

Знаете мои приметы? Продолжите за мной.

Ни холоднее марта, ни теплее мая …апрель не бывает!
Появляются на обочинах дорог цветки мать и мачехи … – весна в разгаре.
Если ласточки не прилетели …- жди холодную весну.
Если вдруг гроза прогремит… - к хорошему лету.

Игра “Попрыгунчики-воробушки”

На площадке обозначается круг диаметром 5–6 м. Играющие – “воробьи” – располагаются вне круга. В центре водящий – “ворон”. Игра начинается по сигналу учителя. “Воробьи”, прыгая на двух ногах, входят и выходят из круга. “Ворон”, также перемещаясь прыжками на двух ногах, старается дотронуться до “воробьев”, оказавшихся в кругу. Игра продолжается 30 секунд. Затем подсчитываются осаленные, назначается новый водящий из числа неосаленных, и игра продолжается.

Вручает призы – подснежники.

Учитель: Слушаем музыку. “Май”.

Май: Вы послушали мою музыку.

Игра “Колокольчик”

Колокольцы - бубенцы, раззвонились удальцы,
Диги - диги - диги - дон, отгадай, откуда звон!

Выбирается группа детей. Водящему завязываются глаза. Дети на цыпочках, тихо становятся вокруг водящего. Читают хором это стихотворение. Кто-то один звенит колокольчиком. Водящий должен найти звонящего.

Победителям призы – ландыши.

Учитель: Какому времени года весна уступает место?

Дети хором: лету!

Входит девочка в красном платье.

Лето.

Я за весною к вам в гости иду.
С собою несу немало забот.
Горячие, долгие дарю всем деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Будет у вас большой урожай.
Румяный, душистый печём каравай!

Конкурс на лучшую поделку – дети заранее слепили из пластилина караваи.

Лето с весной оценивают работы.

За лучшие работы - зелёный листочек.

Вбегают под музыку 3 мальчика. Ободки на голове - июнь, июль, август.

Учитель: Слушаем музыку. “Июнь”.

Июнь:

Моя музыка так звучит.
Я хочу загадать вам загадки.
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт. (Солнце)

Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадёт,
И никуда я не пойду, покуда он идёт. (Дождь)

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Призы – клубничка.

Игра “Баба Яга”

Выбирается Баба Яга. С завязанными глазами она находится в центре начерченного круга. Ведущий произносит:

В тесном лесу избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух, и страшная какая,
Наша бабушка Яга.

На первые четыре строки дети ходят по кругу, не заходя в него. Во время второго куплета дети входят в круг и на последнем слове прикасаются к Бабе Яге. Она старается поймать кого-либо. Пойманный ученик становится Бабой Ягой.

Лето:

Кто не любит лето?! Его любят все. Птицы поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут.

Конкурс-звукоподражание

1. Песня птиц.

2. Стрёкот кузнечика.

3. Кваканье лягушки.

Призы – ромашки.

Слушаем музыку. “Июль”.

Июль: Теперь я вас приглашаю к себе в гости.

В лесах поспевает земляника, черника, малина и смородина.

Конкурс: кто больше соберёт ягод. За определённое время надо в корзинку собрать ягоды (на доске - найти их среди травы).

Призы – смородинки.

Лето. Дети купаются, загорают и играют.

Конкурс скороговорок

(Бросаем кубик – узнаём номер скороговорки).

1. Полпогреба репы, полколпака гороху.

2. От топыта копыт пыль по полю летит.

3. Прокоп украл укроп.

4. Стоит гора посреди двора, на дворе - трава,

5. На траве - дрова.

6. Ребята малы семигодовалы, во полях скирды заскирдовали.

Подведение итогов конкурса.

Жюри: лето и весна.

Призы – колокольчики.

Слушаем музыку. “Август”.

Август с зонтиком в руках: Пришло моё время.

Ребята, а вы знаете, как солнышко в непогоду звать?

Читает с капелек. (Они прикреплены на зонтик)

1 капелька:

Солнышко, выгляни! Красное, высвети! К нам на землю свети, ладить косы и серпы.

А дождик как позвать в засуху?

2 капелька:

Дождик лей, лей, лей! На меня и на людей, поливай ведром на мой дом! Дождик лей, лей, лей, разгони моих гусей. Мои гуси дома, не боятся грома!

Дети хором пытаются повторить.

Игра “Совушка”

На площадке обозначается “гнездо” для “совушки”. Остальные участники игры бегают по площадке, машут руками, подражая полету птиц, бабочек. По сигналу педагога “Ночь наступает – все замирает” из “гнезда” на охоту вылетает “совушка”, а все игроки останавливаются, принимают красивую позу и не шевелятся. “Совушка” смотрит, кто же “не спит”. Того, кто стоит неспокойно, шевелится, она отводит в свое гнездо. Через 10–15 с после слов “День наступает – все оживает” “совушка” улетает к себе в “гнездо”, а остальные участники продолжают бегать по площадке.

Учитель: фоном звучит музыка – “Сентябрь”.

На смену лету идёт осень.
На тучке едет, ветер северный её везёт,
дождик - изморось укачивает.
Принесла она осеннее ненастье
И 7 погод на дворе: сеет, веет,
Крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт
И в спину метёт.

Входит девочка в жёлтом платье с венком из осенних листьев на голове.

Осень:

Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы я заготовила вам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: “За мною нагрянет зима!”

Верные помощники - братья осенние месяцы.

Входят 3 мальчика с ободками - сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сентябрь: Вы услышали мою.

Я хочу провести конкурс пословиц: “Закончите предложение”.

Появились опята в лесу - ... лето кончилось.

Гром в сентябре предвещает - ...долгую осень.

В лесу много рябины - ...осень будет дождливая.

Труд человека кормит, а ... лень портит.

Терпенье и труд - ... всё перетрут.

Скучен день до вечера - ... коли делать нечего.

Без труда не - ... вынешь рыбку из пруда.

Призы - грибочки.

Слушаем музыку “Октябрь”.

Октябрь. Теперь моё время.

Осень все ждут. Собирают урожай. Рады люди богатому урожаю хлеба.

Игра “Каравай”

Как на Машины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Каравай, Каравай, кого хочешь выбирай.
Я люблю конечно всех, но вот эта лучше всех.
После игры дети кушают каравай (печенье).

Слушаем музыку “Ноябрь”.

Ноябрь. Отгадайте мои загадки:

Хороводом и в ряд в шляпках молодцы стоят,
Кто ни пройдёт, всяк поклон им отдаёт. (Грибы)

Сидит дед в шубы одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Мох, не мох - в лесу перинка, на перинке не малинка, и пригожа и красна, разрумянилась от сна. (Клюква)

Сперва белое как снег, после зелёное как клевер, затем красная как вишня. (Яблоко)

Призы – орешки.

Игра “Сыщик”

Один участник игры, назначенный сыщиком, уходит с площадки. Ребята договариваются, кого из них надо угадать. Для этого придумывают вопросы (не более 10), по которым сыщик должен угадать незнакомца.

Призы – орешки.

Учитель:

Старшая из всех сестёр - зима.
Входит девочка в белом платье.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица - белокоса, белолица.
Как махнула рукавом - всё покрылось серебром.

Приглашаю братцев зимних месяцев. 3 мальчика с ободками - декабрь, январь, февраль.

Слушаем музыку “Декабрь”.

Мои загадки, говорит Декабрь:
Без рук рисует, без зубов кусает. ( Мороз)

Шуба бела, весь свет одела. (Снег)

Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лёд)

В новой стене, в круглом окне,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык - тык. (Заяц)

Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок,
На него подуй слегка –
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

Морковка бела всю зиму росла,
Cолнышко пригрело -
Всю морковку съело. (Сосулька)

Призы – снежинки.

Декабрь. Ребята, вы послушали музыку, которая называется “Декабрь”.

Это моя музыка. Все с радостью ждут меня, ждут Деда Мороза и Снегурочку, ждут Нового года.

Конкурс на лучшее пожелание другу.

Призы - снеговички.

“Январь”. Моя любимая музыка, говорит Январь.

Я предлагаю согреться и поиграть в подвижную игру.

Игра “Снежки”

Мячами белого цвета надо попасть в снежную бабу (на доске - рисунок.)

Призы - снежки.

Подведение итогов. Жюри - лето, осень, зима.

Дети считают свои призы.

Победители фотографируются.

Учитель: Но давайте позовём вновь весну:

Жучик, крючик, паучок - прилети к нам куличок,
Виту, виту, виту, лай - принеси весну в наш край!

Дети хором повторяют, вставая в круг и держась за руки.

Входит весна.

Все 4 времени года и 12 месяцев встают в круг и ведут хоровод, приглашая в него всех желающих.

По окончании праздника все дети фотографируются. Фотографируют поделки, рисунки. Потом родители вместе с детьми выпускают стенгазету.

Литература

  1. “Хрестоматия по детской литературе”, сост. А.Л.Табенкина и др., М., “Просвещение”, 1988.
  2. Раздел “Русское устное народное творчество”.
  3. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. “Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки”, Ярославль, “Академия развития”, 1996.