Правописание непроверяемых гласных и согласных букв в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цель урока: показать различные формы и методы работы со словарными словами.

Задачи урока:

  • Закрепить правописание изученных словарных слов.
  • Развивать словарный запас, устную и письменную речь учащихся.
  • Продолжить развитие самооценки школьников.
  • Развивать смекалку, сообразительность.
  • Воспитывать аккуратность, интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы подведем итог проекта; покажем различные формы и методы работы со словарными словами; закрепим знание правописания изученных слов.

II. Основная часть урока. 

№ задания Вопросы и задания учителя Ответы и работа учащихся
  Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Записывают число, классная работа.)
Слайд 1-2 Сообщение темы урока; постановка цели и задач урока.  
1
Слайд 3
Картинный-словарный диктант.
Посмотрите 3-й слайд. Прочтите задание и выполните его. После выполнения задания на полях с помощью вертикальной шкалы выставьте себе самооценку.
Запиши слова и дай им общее название
  Давайте обговорим, по каким критериям вы будете себя оценивать. – Безошибочно написанные слова.
– Работа выполнена аккуратно, красивым почерком.
– Проставлены в словах ударения и подчеркнуты орфограммы.
  Итак, приступаем к выполнению задания. (Записывают слова: капуста, помидор, горох, картофель, чеснок, перец, морковь – овощи.)
  – Что вы можете сказать обо всех этих словах? – Все эти слова с непроверяемой безударной гласной, которую нужно запомнить.
  – Что их объединяет?
– Чем они различаются?
– Все это – овощи.
– Все слова относятся к имени существительному, т.к. отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.
Слайд 4
Проверьте написанное и поставьте себе самооценку.
– Все справились с заданием?
На полях карандашом выставляют самооценку.
  В ходе проекта мы работали с различными словарями и в частности с этимологическим.
– Происхождение, каких слов вы запомнили?
Капуста – от лат. слова «капутиум» голова. Родственные слова – капитан, главный на корабле; капор, капюшон.
2
Слайд 5
Переходим ко второму заданию. Запиши слова в три столбика.
(Смотрят 5-й слайд.)
  Перечислите, пожалуйста, слова, которые вы будете записывать. – Космос, стакан, берёза, ягода (малина), яблоко, дерево.
  Прочитайте задание и скажите:
– По какому признаку вы распределите эти слова на группы?
– Существительные изменяются по родам. Они бывают женского, мужского и среднего рода.
  Записываем, не забывая выделять безударную гласную. Пишем красиво и аккуратно. Записывают слова в три столбика:
Ж. р. М. р. Ср. р.
береза
ягода
космос
стакан
дерево
яблоко
Слайд 6 А теперь, обменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените работы друг друга. Проверяют и выставляют оценку.
  – Назовите синоним к слову космос.
– Происхождение, какого слова вы можете объяснить?
– Помогло ли оно вам лучше запомнить эти слова?
– Вселенная.
– Береза – у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.
– Малина. Ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.
  – Может кто-то вспомнит пословицы или поговорки, в которых встречаются эти слова? – Яблоко от яблони недалеко падает.
  – Скажите, с какой частью речи чаще бывает связано имя существительное?
– С именем прилагательным.
  – Что такое словосочетание? – Словосочетание – это два слова связанные между собой по смыслу, от главного слова к зависимому можно задать вопрос.
3 Прочитайте 3 задание.
Поставьте себе предварительную оценку.
Напиши сочетания слов прил. + сущ.
Слайд 7 Запрограммируйте себя на хороший результат. Подумайте, всё ли вы сможете выполнить в этом задании. После проверки задания, рядом вы начертите ещё одну шкалу и сравните, насколько ваш прогноз оправдался.  
  Что вы будете оценивать в этом задании?
– В этом задании мы должны правильно подобрать пары слов, чтобы они подходили по смыслу.
– Определить главное и зависимое слово и задать вопрос.
– Безошибочно и красиво выполнить работу.
  Выполняем задание. Записывают словосочетания:
Коричневый медведь,
Внимательный шофер,
Оранжевый апельсин.
Слайд 8 Проверяем.  
  – Что общего у этой группы слов?
Итак, выставите себе самооценку.
Поднимите руки, кто себе поставил оценку ниже.
А теперь, кто – выше?
– Они все употреблены в мужском роде, единственного числа.
  – Кто может дать толкование фразеологизму «Медведь на ухо наступил»?
– О каком человеке так говорят?
– Так говорят о человеке, у которого нет музыкального слуха.
  Физ. минутка.
Вы, наверное, устали?
– И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси зашипели: «ш-ш-ш».
Пошипели, помолчали
И как зайцы поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

– Да!
Выходят из-за парт.

Потянули шеи, поднялись на носочки.
Шипят.
Перестают шипеть.
Прыжки на месте.
Присели на корточки.
4
Слайд 9
Переходим к следующему заданию.
Прочтите его.
Составь и запиши предложение с любыми словами.
  – Какие безударные гласные вы напишете в этих словах? Дети произносят слова, четко проговаривая звуки.
Лисица, корова, заяц, лягушка, собака, баран, овца.
  – Что вы можете сказать об этих словах? – Это одушевленные им.существительные, т.к отвечают на вопрос кто?
  Запишите предложение.                     
Записали предложение. Разберите его.
Н-р:
По зимнему лесу крадется рыжая лисица. (повеств., невоскл,. простое, распростр.)
  Проверка нескольких работ.
А теперь мы с вами продолжим развивать вашу смекалку, воображение, логическое мышление. Вы составили много интересных ребусов, кроссвордов, шарад. Вот мы их и будем их разгадывать.
 
5
Слайды
10-20
Разгадывание кроссворда.
1. Матушкой-весной я в платье цветном, мачехой-зимой - в саване одном.
2. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой.
3. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.
4. По синему морю белый гусь плывет.
5. Годовой кусточек каждый день роняет листочек, год пройдет, весь лист опадет.
6. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
7. То блин, то полблина, то та, то эта сторона.
8. Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык.
9. Круглое румяное я вешу на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки.
10. Без рук, без ног ползёт на батог. (Длинная палка).

– Черемуха.
– Огурец.
– Сорока.
– Облако.
– Календарь.
– Ветер.
– Месяц.
– Заяц.
– Яблоко.
– Горох.
6
Разгадывание ребусов.  
Слайды 21-22 Сосна»+еда»= Сосед
Слайды
23-24
Баран, + банка»=
Барабан
Слайды 25-26 В+долька,,,
100+лица
Вдоль
Столица
7 Разгадывание шарады.  
Слайд 27 Шарада - это загаданное слово, которое спрятано в частях других слов, в стихах.  
  Первая буква есть в слове сурок,
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдешь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущения,
И в целом получишь итог от сложения.
Су-м-ма
 
А нам пора подводить итог нашего урока.
 
8 Подведение итога урока. (Рефлексия)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

Ответы учеников

Приложение 1, Приложение 2.