Исследовательская проектная работа учащихся в 3-м классе "Всегда ли рожденный ползать летать сможет"

Разделы: Начальная школа


При изучение предмета окружающий мир наше внимание привлёкли бабочки. Какие они красивые, и друг на друга не похожи. Большие и маленькие, светлые и тёмные, есть даже чёрные. Раньше не обращали на них внимания, бабочки и бабочки, летают себе и летают. Нас поразило то, какое разнообразие бабочек существует. И нам захотелось больше о них узнать.

И это стало целью нашего исследования.

Мы поставили перед собой задачи:

  • Познакомиться с литературой по данной теме.
  • Организовать отбор материала.
  • Понаблюдать за поведением и жизнью бабочек.
  • Провести исследовательскую работу и сравнить полученный результат с предполагаемым.
  • Мы хотели выяснить, по каким признакам можно объединить бабочек в группы.

Для подтверждения:

  • Подобрали соответствующую литературу и узнали о жизни бабочек.
  • Посетили в летние каникулы музей в г.Санкт-Петербурге.
  • Провели наблюдения за поведением бабочек на лугу.
  • Сфотографировали их и сделали зарисовки.
  • Сравнили форму, окраску.

Презентация.

Почему бабочку назвали " бабочка"?

Русское название "бабочка" является уменьшительно-ласкательным от слова "баба" и дано им за изящество и красоту. Многие бабочки восхитительны. Их хочется сравнить с красивыми цветами. (Слайд 6)

Над зелёным лугом весело порхают пестрокрылые красавицы бабочки. Каких бабочек здесь только нет! Жёлтые лимонницы, темно-красные крапивницы, голубянки, капустные белянки, перламутровки.

Читая книги о бабочках, и на уроках окружающего мира мы узнали о питании бабочек. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар длинным хоботком. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы ещё не раскрылись, она может полакомиться сладким берёзовым или кленовым соком. Они приносят пользу тем, что опыляют растения.

А как размножаются бабочки?

Летом самка бабочки откладывает яйца, в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.

Через некоторое время из них появляются личинки ~ гусеницы. У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2~5 брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удержаться на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливые. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз!

Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную окраску.

Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены, как ветки растений, они могут просто не заметить.

Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются.

Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью, и появляется взрослая бабочка.

Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки - она сушит свои крылья. Ведь бабочка жила в жидкости, значит, ее крылья намокли.

Когда крылья высохли - бабочка начинает летать. Она целые сутки может не есть, потому что только вылезла из куколки и не успела проголодаться. Потом бабочка садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок, и она может пить нектар!

Приносят ли пользу бабочки?

Эти насекомые не только украшают наши луга и поля, но и, например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк. А так же опыляют цветковые растения.

Наши исследования.

1 исследование.

Когда мы рассмотрели бабочек, то заметили, что у них разная форма крыльев.

Вывод: Не все бабочки имеют одинаковую форму крыльев.

2 исследование.

Всех бабочек подразделяют на две группы: дневных и ночных.

Дневные бабочки яркие, а ночные серые, тёмные

Вывод: Цвет зависит от условий проживания и вида групп.

3 исследование.

Под микроскопом мы рассмотрели бабочек и заметили, что у бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому бабочек называют чешуекрылыми.

Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками.

У этих насекомых короткие усики и большие глаза.

Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки - её рот.

4 исследование.

Мы прочитали, что если человек подержит бабочку в руках, то её чешуйки ломаются, и она погибает. Давайте беречь красоту природы - бабочек.

 А это мы нашли в Интернете фотографии бабочек, которые обитают в нашем районе.

Крапивница, капустница - так в народе называют этих бабочек.

Заключение

Работая над проектом, мы пришли к выводу, что изящно летающие бабочки в начале своей жизни умели только ползать.

А ещё узнали, их можно объединить в группы по различным признакам и бабочек нельзя брать в руки.

Берегите бабочек!

Этот проект нас заинтересовал, и мы решили продолжить работу по изучению жизни бабочек.

Нашу работу можно использовать на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусств.

В работе использованы.

  1. Интернет-ресурсы,
  2. Экспонаты Себежского, Санкт-Петербургского музеев,
  3. Коллекции бабочек.