Урок информатики по теме "Схема управления". 4-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цель: формирование представления о схемах управления (с обратной связью и без обратной связи).

Задачи:

  1. Сформировать представление о схемах управления.
  2. Развивать коммуникационные умения, умения оценивать результат действия, применять полученный результат на практике.
  3. Воспитывать умение слушать, высказывать свою точку зрения.

1. Оргмомент. Эпиграф, слова из детской песенки: “Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь, надо многое знать, чтобы много уметь…”.

2. Актуализация знаний.

1) Разгадывание кроссворда.

- Универсальный помощник человека при работе с информацией.

- Устройство ввода информации; какие ещё устройства ввода знаете?

- Последовательность действий, которая удовлетворяет некоторым условиям. Какие знаете алгоритмы по способу записи? По последовательности выполнения действий?

- Устройство вывода информации; какие ещё устройства вывода информации знаете?

- Как называем объект, передающий информацию; принимающий информацию?

- Упрощённое подобие реального объекта.

- Подумайте и назовите ключевое слово – управление.

- Что такое управление? (Процесс целенаправленного воздействия на объект)

- Новая тема или с управлением мы уже работали?

- Что уже знаете?

- Человек может управлять собой, другими людьми, техническими средствами,…

- Люди управляют с целью обеспечить свою безопасность, получить информацию …

- Выбор зависит от многих факторов: от мировоззрения, от знаний, от жизненного опыта, от полученной информации, …

- В управлении всегда есть управляющий объект и объект управления).

Игра: Человек может управлять: (если “да”, то хлопают в ладоши, если “нет”, то приседают):

- техническими устройствами;

- другими людьми;

- неживыми объектами;

- самим собой;

- звёздами и планетами;

- предприятиями;

- живыми объектами.

2) Целеполагание.

- Предположите, о чём же сегодня мы будем разговаривать? Что узнаем нового? С чем будем работать?

3) Игра. Кто кем управляет?

На слайдах появляется иллюстрация, по классу развешаны таблички со словами. Ваша задача найти и показать, чем управляет объект, появившийся на слайде.

Но любое действие имеет цель. Показывая, мы будем говорить о цели управления в каждой ситуации.

Пилот – самолёт (прилететь в пункт назначения и доставить туда пассажиров или груз).

Дирижёр – оркестр (исполнить музыкальное произведение).

Водитель – машина, автобус (прибыть в пункт назначения, доставить пассажиров, груз).

Тренер – футбольная команда (обучить команду играть).

Учитель – ученики (обучить учеников).

Старшина – солдаты (обучить так, чтобы умели защищать страну).

Светофор и регулировщик – машины и пешеходы (регулирование движения).

3. Постановка проблемы.

- Сравните управление регулировщика и управление светофора. Найдите сходства и различия. Обсуждение в группах.

4. Сходства: есть управляющий объект, управляющий сигнал, управляемые объекты, результат управления.

Различия: Регулировщик может сравнить результат управления и результат ожидаемый, может изменить, проанализировав ситуацию на дороге, регулирование. Посмотрите на схему и скажите, какой ситуации она подходит: когда управляющий объект светофор или когда регулировщик? (Регулировщик). Какой блок в схеме будет отсутствовать, когда движением будет управлять светофор? (Анализ результата, сравнение с ожидаемым результатом и новое решение).

- Как бы вы назвали две получившиеся схемы? (С обратной связью и без обратной связи)

5. Работа с учебником. Прочитайте с. 160-165 и приведите примеры из учебника или свои исходя из жизненного опыта ситуаций управления без обратной связи и с обратной связью.

6. Работа в тетради. С. 66 № 2 – отметьте общее для схем.

Проверка – чтение, класс согласны-несогласны (семафор).

С. 68 № 4 – самопроверка с обратной стороны доски.

7. Компьютерный практикум.

- Мы на предыдущих уроках учились стоить диаграммы. Предлагаю вам построить круговую диаграмму “Режим дня”. Как вы думаете, с какой целью?

- Какие опорные слова напишем? (Листы на доску-сон, учёба, приготовление дом задания, доп. образование, прогулка, свободное время, приём пищи…)

Проверка:

- На что мы тратим большую часть времени? (На сон, на учёбу, …)

- На что тратите меньшую часть времени? (На прогулку, приём пищи, …)

Беседа о правильном распределении времени.

8. Подведение итогов.

- Какие схемы управления вы знаете?

- Приведите пример управления без обратной связи.

- Приведите пример управления с обратной связью.

- Какие умения приобретали, работая на компьютере?

- Зачем, с какой целью мы изучаем эту тему?

9. Домашнее задание: учебник с. 160-167, тетрадь с. 65, № 1, 3.