Адаптация детей и их родителей в детском учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


В нашей группе при поступлении нового ребёнка проводится анкета с вопросами, ориентированными на получение сведений о ребёнке и условий его развития дома.

Далее родителям представляется памятка по адаптации детей. Как правило, первое знакомство происходит на прогулке, где дети более раскрепощены и стремятся к контакту со сверстниками. Через несколько дней ребёнок приходит в группу, но не на весь день. Если ребёнок легко сходится с новыми для него людьми, непринуждённо ведёт себя, то следующим этапом адаптации был выход на день со всеми режимными моментами. Намного сложнее приходится с детьми первой и второй групп адаптации. В таких случаях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, некоторые дети успокаивались при рассматривании портрета мамы, нарисованного рукой ребёнка постарше; этот портрет висит у нас в группе на стене. Дети любят показывать, где у мамы глазки, нос, рот, погладить маму по головке.

Один из способов смягчения разлуки с мамой заключается в том, что ребёнку разрешается взять из дома какую-либо игрушку (обычно это мишка, зайка, собачка, кукла), которую ребёнок прижимает к себе. Таким образом у малыша совмещаются две знакомые ситуации: часть домашней привычной обстановки переносится в детский сад, что способствует адаптации ребёнка. Другой способ заключается в том, что ребёнок берёт понравившуюся игрушку из детского сада домой. В этом случае также происходит совмещение благополучной семейной ситуации с новой для него ситуацией дошкольного учреждения. Эта игрушка становится символом обстановки дошкольного учреждения, которая перенесена в комфортную обстановку дома, что обеспечивает привыкание к группе детского сада в условиях дома.

Также одним их удачных способов считаю приглашение мам или пап поиграть в конце рабочего дня с ребёнком в группе, что очень часто происходит у нас. Ведь, если ребёнку комфортно в данной обстановке, он не мыслит себя здесь без близких ему людей, ребёнку хочется поделиться чем-то новым и радостным происходящим в группе.

Кроме этого, мною подобран материал по адаптации детей и родителей. Этот материал доступен и, многие отмечали, что после изучения его адаптация намного облегчалась.

Ведётся адаптационный журнал с записями по каждому ребёнку. Это важное подспорье в работе воспитателя, поэтому стараюсь вести его регулярно.

Адаптация к детскому саду – сложный путь, который мои двадцать воспитанников успешно прошли. Им ещё не раз придётся привыкать к новым условиям в общении. Надеюсь, что приобретённый положительный опыт будет полезен на всем протяжении жизни.