Методические рекомендации по использованию групп предложений на уроках русского языка для зрительно-слуховой работы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать зрительную, слуховую память, орфографическую зоркость;
  • совершенствовать навык грамотного письма, его технику и каллиграфию;
  • учить работать самостоятельно, повышать уровень самоконтроля;
  • прививать любовь к родному краю, к литературному и культурному наследию народов республики, обогащая словарный запас школьников.

Практика показывает, что формирование орфографического навыка – очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка. Это становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу:

  • автоматизированный графический навык письма;
  • умение производить звукобуквенный и слоговой анализ слов;
  • умение распознавать части речи;
  • умение устанавливать морфемный состав слов;
  • умение подбирать однокоренные слова.

Развитию орфографической зоркости способствуют устное  комментирование, списывание. Для улучшения грамотности учащихся  группы предложений И. Т. Федоренко  мной были переработаны  на национальную тематику и прошли апробацию в работе как вариант осложненного списывания с использованием ИКТ. Учитывая особенность многоязычия (кабардинский, балкарский языки)  нашей республики, эта работа позволяет развивать речь, орфографическую зоркость.  К каждой группе были составлены презентации, что позволило усовершенствовать эту методику.

Для эмоционального восприятия  появляется слайд с картинкой, затем высвечиваются предложения по одному и дается определенное количество времени для запоминания. Группы предложений расположены так, что количество букв в словах и время зрительной фиксации увеличивается в зависимости от уровня подготовленности класса (в среднем 3–5дней).

Наборы предложений для зрительно-слуховой работы
на уроках русского языка
с использованием национально-регионального компонента

Группы предложения

Кол-во букв в предложении

Время высвечивания (сек.)

                           I группа (Приложение 1)

1

Тает снег

8

4

2

Дует ветер

9

4

3

Небо серое

9

4

4

Антон играет

11

5

5

Запели птицы

11

5

6

Поле опустело

12

6

II группа

1

Трещат морозы

12

6

2

Я ищу землянику

13

6

3

В лесу росла ель

14

6

4

Наступила осень

14

7

5

Дни стали короче

14

7

6

Прилетели птички

15

8

III группа

1

Эльбрус – гора счастья

18

8

2

Ярко светит солнце

16

8

3

Ляна вытерла доску

16

8

4

Весело бегут ручьи

16

8

5

Подул резкий ветер

16

8

6

Ира прилежно учится

17

8

IV группа

1

Красив наш парк зимой

18

7

2

Мы отправились в горы

18

7

3

Не играй на мостовой

17

8

4

Весело бегут ручьи

16

8

5

Подул резкий ветер

16

8

6

В горах чистый воздух

18

8

                        V группа (Приложение 2)

1

Идет мелкий дождик

16

5

2

Мы любим наш город

15

7

3

Бабушка печет пирог

17

8

4

У Карины чистая тетрадь

20

10

5

Помогай своему товарищу

21

10

6

Очень важно быть здоровым

22

10

                        VI группа (Приложение 3)

1

Зимой река покрылась льдом

23

5

2

Чегемские водопады – создание природы

32

8

3

В реке Малка водится форель

23

5

4

В ущельях текут бурные реки

23

5

5

На огород забрался цыплёнок

24

5

6

Овраги наносят большой вред

24

5

VII группа

1

Птица парит высоко в небе

21

4

2

Небо покрылось серыми тучами

25

4

3

Учись любить красоту природы 

25

4

4

Землю согрело теплое солнышко

26

4

5

Погода в горах меняется быстро

26

4

6

Охраняй заповедных животных

25

4

                            VIII группа (Приложение 4)

1

Солнышко светит и греет

20

6

2

Дедушка Аслан пасёт овец

21

6

3

Загорелась в небе зорька

21

6

4

На деревьях сверкал иней

21

6

5

Нальчане любят свой город

22

6

6

В лесу собирают землянику

22

6

IX группа

1

Вода в море соленая на вкус

22

7

2

Река Малка впадает в Терек

22

7

3

Началась большая перемена

23

7

4

Дети ходили в лес за грибами

23

7

5

Руки надо мыть водой с мылом

23

7

6

Красивы улицы нашего города

24

7

X группа

1

Москва – столица нашей Родины

24

6

2

Школьники поливают саженцы

24

6

3

Медленно тают хлопья тумана

24

6

4

Надо быть честным и правдивым

25

6

5

В голубом небе поют жаворонки

25

6

6

Мы читали интересный рассказ

25

6

                               XI группа (Приложение 5)

1

Весело колосится густая рожь

25

6

2

Поле запорошило белым снегом

25

6

3

Погода в горах меняется быстро

26

6

4

Нальчик окутан густой зеленью

26

6

5

Мальчишка принес сухих веток

24

6

6

В поле поспевает овёс и пшеница

26

6

                             XII группа (Приложение 6)

1

Голубое озеро – создание природы

27

6

2

Ветер разносит семена растений

27

6

3

Дети всех стран хотят жить в мире

27

6

4

Медленно день клонится к вечеру

27

6

5

Свежий ветерок повеял прохладой

28

6

6

Сверкнула молния и загремел гром

28

6

 XIII группа

1

Давно скосили и убрали луга и поля

28

5

2

Белка забралась на верхнюю ветку

29

5

3

Нальчик окружен широкой дугой гор

29

5

4

Весною степь украшена алыми маками

30

5

5

Конь всегда был верным другом горцев

31

5

6

Поднялась за рекой большая серая туча

32

5

XIV группа

1

Люблю я в поле встречать восход солнца

32

5

2

Все были рады встрече со спортсменами

32

5

3

Украшение нашего парка- это голубые ели

33

5

4

Кукушка истребляет лесных вредителей

33

5

5

Дружная семья и землю превратит в золото

34

5

6

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

34

5

XV группа

1

Зацветет, зазеленеет  наш красивый город

34

6

2

Белка ловко поскакала с дерева на дерево

35

6

3

Меж редеющих верхушек показалась синева

35

6

4

В селе Нартан жил и работал Бекмурза Пачев

35

6

5

Голы и непреступны скалы и вершины Кавказа

36

6

6

Снежные хлопья легли на землю и крыши домов

36

6

XVI группа

1

Утренняя весна покрыла листву на деревьях

35

6

2

Настоящая весна приходит в середине марта

36

6

3

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

36

6

4

Много работы в яблоневом саду ранней весной

37

7

5

Школьники готовятся к новому учебному году

37

7

6

Душистый запах цветов и ягод наполнял воздух

38

7

XVII группа

1

На берегу раскинулся спортивный лагерь

38

7

2

Удивительны и уникальны Чегемские водопады

38

7

3

Надулись на деревьях смолистые, пахучие почки

39

7

4

Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка

39

7

5

С наступлением весны туры уходят высоко в горы

39

8

6

С голубого неба доносится трубный клик лебедей

40

8

XVIII группа

1

Птицам трудно достать пищу под глубоким снегом

40

8

2

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

41

8

3

Низкие облака чуть ли не цеплялись за верх елей

42

8

4

В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок

43

9

5

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье

44

9

6

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

45

9