Рабочая программа "Краеведение"

Разделы: География, Внеклассная работа


Пояснительная записка

По программе на изучение курса (первый год обучения) выделено 35 часов.
Курс “Краеведение” расчитан на учащихся 7 класса (1 час в неделю).

Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии и истории.

Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:

– Проблемности
– Краеведческий принцип
– Деятельностный принцип

Формы обучения: школьная лекции, уроки – практикумы, экскурсии, групповая работа.

Основные цели курса

– Сформировать активную жизненную позицию любви к своему округу, городу
– Формирование знаний учащихся о православных святынях своего города, района, округа.

Задачи курса

  1. Расширить и углубить знания учащихся при изучении своего города, округа.
  2. Показать роль г. Сургута в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  3. Формирование основ географического мышления.
  4. Сформировать знания учащихся о особенностях природы своего города, района и необходимости ее охраны.
  5. Сформировать знания учащихся о православных святынях своего города, района, округа.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • особенности природы своего края края;
  • этапы развития города Сургута;
  • крупнейшие предприятия города Сургута и их специализацию.
  • православные святыни своего города, района, округа.

Объяснять:

  • взаимосвязь между компонентами природных комплексов своего края;
  • роль географических знаний в решении проблем города, экологические проблемы;
  • особенности топонимики своего города, района, округа.

Краеведческий подход к изучению материала:

  • непосредственное ознакомление учащихся с местными особенностями природы;
  • изучение топонимики, геральдики города, района, отдельных территорий округа;
  • использование собранных материалов на занятиях при изучении курса “География ХМАО”.

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
Теория Практика Экскурсия
1. Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” 1    
2. Географическое положение города Сургута, координаты. 1 1  
3 Рельефа и полезных ископаемых своего края. 1 1  
4 Природные условия своего края (климат, внутренние воды, почвы). 3 1 1
5 Растительный и животный мир, его охрана. 2   1
6 История основания города. 1   1
7 Основные вехи его развития. 1   1
8 Роль города Сургута в экономике округа и страны. 1 1  
9 Общий обзор предприятий города. 1 1 1
10 Изучение топонимики, геральдики города, района. 1 2  
11 Православные святыни своего города, района, округа. 2 2 1
12 Обобщение: подведение итогов, викторина 1 1  
  Итого 16 10 6

Резерв времени 3 часа.
Содержание программы

1. Введение (1 час)

Цели и задачи курса “Краеведение”: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.

2. Географическое положение города Сургута, координаты (2 часа)

Географическое положение города Сургута, его географические координаты.

Практическая работа: изучение особенностей географического положения города Сургута, Сургутского района, округа и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

3. Рельефа и полезных ископаемых своего края (2 часа)

Рельеф и полезные ископаемы Сургута, Сургутского района, округа.

Практическая работа: изучение по картам особенностей рельефа своей местности и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

Работа с образцами горных пород своей местности.

4. Природные условия своего края: климат, внутренние воды, почвы (5 часов)

Изучение климата, внутренних вод, почв своего края. Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Особенности формирования.

Практическая работа: наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря.

Экскурсия: на метеостанцию города Сургута. Знакомство с методами наблюдения.

5. Растительный и животный мир, его охрана (3 часа)

Изучение с помощью различных источников информации растительного и животного мира своего края, его охраной. Проблемами стоящими перед экологами.

Экскурсия: в зоопарк станции юных натуралистов города Сургута. Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.

6. История основания города (2 часа)

Изучение различных источников географической информации по истории основания города Сургута. Выпуск буклета.

Экскурсия: в исторический музей города Сургута.

7. Основные вехи его развития (2 часа)

Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города.
Состав и численность населения. Демографическая ситуация.
Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии)

Экскурсия: Обзорная экскурсия по городу (на автобусе).

8. Роль города Сургута в экономике округа и страны (2 часа)

Сургут – крупнейший промышленный и транспортный узел Ханты-Мансийского округа. Задачи и перспективы развития.

Практическая работа: Выпуск газеты: “Наш город”, презентация “Сургут”.

9. Общий обзор предприятий города (3 часа)

Выступления учащихся с докладами.

Практическая работа: Заполнение таблицы “Крупнейшие предприятия города и их специализация”

Экскурсия на предприятие, знакомство с выпускаемой продукцией. Выступления сотрудников предприятия: “Мир профессий и профессиональных требований”

10. Изучение топонимики, геральдики города, района (3 часа)

Понятие о геральдике. Геральдика города Сургута, Сургутского района, округа.

Изучение происхождения названий города, улиц города Сургута, рек, озер, отдельных территорий.

Практическая работа: Составление буклетов, сообщений, докладов.

11. Православные святыни своего города, района, округа (5 часов)

Изучение по различным источникам информации Православных святынь своего города, района, округа.

Практическая работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.

Экскурсия: в Старый Сургут.

12. Обобщение: подведение итогов, викторина (2 часа)

Обобщение знаний. Подведение итогов.
Викторина “Наш город”.

Приложение 1

Библиография

Литература для учителя:

  1. География Тюменской области. Учебное пособие для 7-8 классов. С.Т. Будьков. В.А. Лезин Свердловск “Средне-Уральское книжное издательство” 1989.
  2. Школьный учебник. География Ханты-Мансийского автономного округа. 8-9 класс. В.В. Бакулин и др.под ред. Э.В. Ким Москва “Экопрос” 1996, 2000.
  3. Великие стройки Сибири М.И. Помус Москва “Знание” 1978.
  4. Моя земля. И. Захаров, Сургут “Нефть Приобья” 1999.
  5. История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
  6. Их именами улицы назвали. Очерк-путеводитель. И. Маляр Алма-Ата “Жалын”, 1983.
  7. Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006. 

Литература для обучающихся:

  1. Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006.
  2. Геологическая история и минеральные богатства Тюменской земли. В.Д. Старков. Л.А. Тюлькова Тюмень ИПП “Тюмень” 1996.
  3. Долгая дорога к нефти. Авт. Коллектив А. Зубарев Н. Козлови др. Сургут “Нефть Приобья” 1997.
  4. История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
  5. Материальная культура юганских ханты. А.М. Тахтуева Сургут “Северный дом”, 1993.
  6. Моя земля. И. Захаров Сургут “Нефть Приобья” 1999.
  7. Прошлое Урала в фотографиях. Каталог фотоархива Института истории материальной культуры РАН. Сост. Г.В. Длужневская Б.Б. Овчинникова и др. Екатеринбург “Виролл ЛТД” 1993.
  8. Редкие животные Тюменской области В.А. Азаров Г.К. Иванов Свердловск: “Средне-Уральское книжное издательство” 1981.
  9. Где у растения дом. Я. Марголин, Москва “Детская литература”, 1981.
  10. Загадки минералогии Б.И. Сребродольский Москва “Наука” 1987г.
  11. Рассказы о растениях-переселенцах. Книга для внеклассного чтения учащихся 5-7 классов). Б.Н. Головкин Москав “Просвещение” 1984.
  12. Великие сибирские реки. В.С. Антонов Москва “Знание” 1976.
  13. С чего начинается Родина…Сост. Е. Токаренко Е. Ермолина Москва “Здоровье и общество”. 2003.
  14. Вторичные ресурсы экономики. А. Красновский Москва “Знание” 1990.
  15. Их именами улицы назвали. Очерк-путеводитель. И. Маляр Алма-Ата “Жалын” 1983.