Классный час в 1–2-х классах по теме "Путешествие на Луну"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с полётом астронавтов на Луну, с новыми понятиями зонд, луноход, астероид, гравитация, луномобиль, посадочный модуль, орбита, приводнение, лунная база, солнечные батарейки; развивать интерес к наукам, книгам; воспитывать чувство ответственности, доброты и взаимовыручки.

Оборудование и материалы: ПК, экран, проектор, фотографии космонавтов, флажки, листы бумаги со следами, шарики, верёвочки или резиночки, конструктор ЛЕГО, детские автомобили.

Презентация "Путешествие на Луну".

Ход занятия

1. Введение в тему.

- Какой праздник будет отмечать наша страна в апреле? (День космонавтики)

- Какого числа мы отмечаем этот праздник и почему? (12 апреля, т.к. в этот день 1961 года в космос полетел первый советский космонавт - Юрий Гагарин.)

- Кто может найти его на фотографии? (Замечательная открытая улыбка.)

- Какой советский космонавт первым вышел в открытый космос? (Леонид Леонов)

- Что вы знаете об этих женщинах? (Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт, Светлана Савицкая первой вышла в открытый космос.)

- Много веков люди мечтали совершить путешествие на Луну. И 40 лет назад, в июле 1969 года, мечта сбылась: на поверхность Луны впервые ступила нога человека. Мы сегодня узнаем о них и отправимся в маленькое путешествие на Луну. (Слайд 1)

2. Что такое Луна?

- Хотели бы вы узнать о Луне больше? Что такое Луна?

Луна - естественный спутник Земли.

Луна совершает оборот вокруг нашей планеты за 30 дней. (Слайд 2)

С Земли постоянно видно только одну сторону Луны. Когда Земля находится между Землёй и Солнцем, эта сторона оказывается в тени, и мы её не видим. Это явление называется новолунием.

Лунная поверхность покрыта множеством глубоких кратеров. Они образовались при падении на Луну крупных метеоритов. (Слайд 3)

В центре Луны - раскалённое ядро. Возможно, оно жидкое.

3. Как появилась Луна.

Учёные задались вопросом, а как же появилась Луна?

Вскоре после образования Земли в неё врезался гигантский астероид. (Слайд 4)

Поверхность нашей молодой планеты всё ещё была покрыта расплавленной горячей породой.

От удара астероида с Землёй в космос было выброшено множество каменных обломков. (Слайд 5)

Они начали вращаться по орбите вокруг Земли.

Каменные обломки, которые вращались вокруг нашей планеты, со временем образовали Луну. (Слайд 6)

4. Как люди готовились к полёту в космос.

4.1. Лунные зонды. (Слайд 7, 8)

Люди стали изучать Луну и готовиться к полёту на неё. Для этого они запускали на Луну космические аппараты и спутники.

Зонды - это беспилотные космические аппараты, которые исследуют Луну.

Некоторые из них остаются на орбите, другие садятся на поверхность Луны и изучают её.

Результаты исследований передаются на Землю.

Американский зонд "Клементайн" был запущен в 1994 году.

Он впервые нашёл на Луне кристаллы воды.

4.2.Подготовка к полёту. (Слайд 9)

Невесомость.

В космическом пространстве нет гравитации ( силы притяжения). Все предметы теряют вес и как будто плавают, висят в воздухе.

На специальном самолёте можно испытать состояние невесомости, с которым экипажу придётся столкнуться во время полёта. Космонавты тренируются несколько месяцев.

Игра "Создай гравитацию" (Слайд 10,11)

- Вы хотите отправиться на Луну? Выполните первое задание. Удержите в невесомости воздушный шарик, не касаясь его руками.

Приглашаются для конкурса по 3 человека. Руки держите за спиной. Вы должны удержать шарик своей головой, подталкивая его в течение нашего счёта. А мы будем считать до 20. Кто дольше из вас сможет удержать шарик в воздухе, тот и побеждает.

Луномобиль. (Слайд 12)

Астронавты не только изучают оборудование, позволяющее управлять полётом корабля, но и учатся управлять специальным луномобилем, на котором они будут ездить по Луне.

Игра "Научись управлять луномобилем" (Слайд 13, 14)

Приглашаются для конкурса по 2 человека из команд. Вам следует провести машину, не задев ни одной кегли, обогнув кочки и бугорки, затем вернуться на своё место. Кто сделает это быстрее и с меньшими ошибками, тот и выиграл.

Скафандры. (Слайд 15)

6.jpg (11065 bytes)

Астронавты привыкают к скафандрам.

Он защищает от жары и холода. Солнце сильно греет, излучает высокую температуру. А за пределами корабля нет кислорода, нечем дышать. Поэтому скафандр даёт воздух для дыхания.

Вода, двигающаяся по пластиковым трубкам внутри скафандра, позволяет поддерживать постоянную температуру.

В таком скафандре можно находиться на поверхности Луны около 8 часов.

Игра "Сделай скафандр" (Слайд 16,17).

Для конкурса приглашаются по 2 человека.

Вот третье задание:

С помощью рулона бумаги создайте скафандр. Намотайте бумагу на человека, защищая его от воздействия космических стихий и температур.

5. Полёт на Луну. (Слайд 18, 19)

16 июня 1969 года ракета "Аполлон-11" с тремя астронавтами на борту начинает своё путешествие к Луне.

Во время старта ракеты-носителя горячие газы с огромной силой вырываются из двигателей и толкают тяжёлую ракету вверх.

В 1969 году ракета-носитель вывела на орбиту и разогнала американский корабль "Аполлон-11". До Луны 400 тыс. км.

8.jpg (11396 bytes)

Части ракеты - ступени - отделялись от неё по мере того, как в их баках кончалось топливо.

6. Игра "А на чём вы полетите на Луну?" (Слайд 20, 21)

Смоделируйте ракету из ЛЕГО-конструктора.

Не забудьте про ступени, которые отделяются в процессе полёта. Вам предлагается коробка с деталями конструктора ЛЕГО и плато. Вам необходимо построить космический корабль, чтобы в нём просматривался корпус, нос и крылья. Приглашаются по 5 человек от команды.

7. Высадка на Луну. (Слайд 22)

20 июня 1969 года астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин совершили посадку на Луну в специальном посадочном модуле.

В это время космический корабль "Аполлон" с третьим астронавтом, Майклом Коллинзом, на борту оставался на орбите над Луной.

8. Прогулка по Луне. (Слайд 23)

Армстронг и Олдрин первыми ступили на поверхность Луны и установили американский флаг.

Поверхность Луны покрыта мягким и рыхлым грунтом, напоминающим земную пыль. Огромные ботинки астронавтов оставляли на нём глубокие и чёткие следы.

Игра "Пройди по следам астронавтов". (Слайд 24, 25)

Для конкурса приглашаются по 2 участника. Вы видите перед собой следы. Их оставили на Луне астронавты. Попробуйте пройти по следам астронавтов и установить свой флажок. Затем вернуться, шагая спиной вперёд. Будьте ловкими и внимательными!

9. Лунный автомобиль. (Слайд 26)

Во время первых полётов на Луну тяжёлые неуклюжие скафандры не давали астронавтам уйти далеко от посадочного модуля.

В четвёртой экспедиции участники привезли с собой специальный автомобиль, который двигался с помощью электрических аккумуляторов (батареек).

На нём была установлена телевизионная камера, передававшая на Землю цветное изображение лунных пейзажей. В 1971-1972 годах на Луну было доставлено 3 луномобиля. Все они так и остались на Луне.

10. Возвращение на Землю. (Слайд 27, 28)

Возвращение "Аполлона" на Землю продолжалось 4 суток. На Землю возвращается только носовая часть корабля.

Перед самой Землёй раскрываются парашюты, и посадочный модуль мягко опускается в океан.

Все корабли приводнялись в Тихом океане.

Команда спасателей буксирует посадочный модуль к борту военного корабля и кран поднимает его на палубу.

Игра "Возвращение на Землю". ( Слайд 29, 30 )

Хотите ли вы узнать, куда приземлиться ваш посадочный модуль?

Тогда из данных букв составьте слово и вы узнаете, где вы приводнитесь.

Дети составляют слова; Атлантический, Индийский. Верно вы тоже приводнились в океане.

11. База на Луне в будущем. (Слайд 31)

На лунной базе люди могли бы находиться длительное время. Получать электроэнергию можно при помощи солнечных батарей.

12. Соверши новое путешествие. (Слайд 32, 33)