Методическая разработка урока химии по теме "Альдегиды". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Эту задачу решает применение современных информационных технологий в обучении, так как позволяет сделать урок интересным и увлекательными, развивает мотивацию.

Предлагаемая методическая разработка урока предполагает использование мультимедийного оборудование, презентации учебного материала, что позволяет разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся, даёт возможность рационально использовать время на уроке, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала, работая эстетично и интересно, почти играя, начинают понимать такой сложный предмет – химия.

План урока

Предмет: химия.

Учебник: Габриелян О.С. Химия 9. - М.: Дрофа, 2007 г.

Класс: 9.

Тема: Альдегиды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: к окончанию урока учащиеся:

  • будут иметь представление о многообразии органических веществ;
  • будут знать общую формулу альдегидов, правила номенклатуры, свойства и способы получения альдегидов на примере метаналя и этаналя;
  • будут уметь составлять структурные формулы и называть простейшие альдегиды, писать уравнения реакции присоединения, окисления и получения альдегидов;
  • приобретут навык практической работы с органическими веществами, работы с интерактивной доской;
  • смогут продемонстрировать способность классифицировать и отбирать материал;
  • смогут проявить коммуникативные качества при работе и во взаимодействии друг с другом.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
  • по уровню познавательной деятельности: проблемный, объяснительно-иллюстрационный;
  • по типу расчленения или соединения знаний: сравнительный, аналитический.

Оборудование урока: разработка урока в программе PowerPoint, дидактические карточки, пробирки, пробирконагреватели, раствор метаналя, аммиачный раствор оксида серебра, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди.

Структура урока:

1. Организационный момент: для положительного настроя на учебную работу предлагается учащимся улыбнуться вместе с ромашкой.

Слайд 1.

2. Мотивации познавательной деятельности учащихся:

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с органическими веществами. Я думаю, что это будет полезное знакомство, а вы как считаете? Ответ, пожалуйста, мотивируйте.

Учащиеся: Высказывают предположения, где могут понадобиться знания органической химии.

3. Актуализация знаний: с целью актуализации знаний учащихся проводится: фронтальная работа по вопросам и индивидуальная работа на доске.

Слайд 2. Повторим?

Учитель: Какие органические вещества мы уже знаем?

Учащиеся: Называют изученные ранее классы органических веществ.

На слайде появляются классы органических соединений, а затем суффиксы

Учитель: Проверьте, соответствуют ли суффиксы названиям классов?

Учащиеся: Замечают несоответствие и исправляют его.

На слайде появляются стрелки, а затем общие формулы веществ

Учитель: Найдите формулу, соответствующую каждому классу органических веществ.

Учащиеся: выбирают формулы, соответствующие названию класса органических веществ.

На слайде появляются стрелки

Учитель: Почему одна формула осталась без названия?

Учащиеся: Отвечают, что этот класс соединений они еще не изучали.

Учитель: Предлагает изучить этот класс соединений, называет тему урока.

Слайд 3. Альдегиды

Дается подробная характеристика цели урока: Сегодня на уроке вы узнаете общую формулу, правила номенклатуры, свойства и способы получения альдегидов на примере метаналя и этаналя; научитесь составлять структурные формулы и называть простейшие альдегиды, писать уравнения реакции присоединения, окисления и получения альдегидов; приобретете навык практической работы с органическими веществами, А также сможете продемонстрировать способность критически мыслить, сравнивать, классифицировать и отбирать материал; проявить свои коммуникативные качества.

А работать мы будем по плану:

На слайде появляется план

3. Этап усвоения новых знаний.

Учащиеся работают с индивидуальными карточками. (Приложение А)

Слайд 4. Альдегиды

Учитель: Обращает внимание на общую формулу альдегидов и предлагает выделить их функциональную группу.

Учащийся: Выделяют функциональную группу.

Учитель: При необходимости исправляет, дополняет и высвечивает на доске названия группы (альдегидная).

Слайд 5. Номенклатура альдегидов

Учитель: Предлагает ознакомиться с номенклатурой альдегидов и сравнить ее с номенклатурой спиртов.

Учащиеся: Подчеркивают фразы, отражающие отличие номенклатуры альдегидов от номенклатуры спиртов.

После проверки на слайде появляется подчеркивание отличий.

Слайд 6. Назовите вещества

Учитель: Предлагает проверить предложенные названия альдегидов и исправить ошибки, если таковые есть.

Учащиеся: Вначале выполняют работу самостоятельно, а затем работа проверяется.

На слайде появляются правильные названия

Учитель: Знакомит учащихся с традиционными названиями метаналя и этаналя.

На слайде появляются традиционные названия метаналя и этаналя.

Слайд 7. Физические свойства

Учитель: Для выяснения физических свойств альдегидов предлагает работу с учебником: внимательно прочитать текст на странице 174 и заполнить таблицу.

Учащиеся: Вначале выполняют работу самостоятельно, а затем работа проверяется.

На слайде появляются записи в таблице

Учитель: Сравните физические свойства альдегидов со свойствами спиртов, если найдете отличия или сходства, попробуйте объяснить.

Учащиеся: Находят и объясняют отличия (более низкие температуры кипения у альдегидов – отсутствие водородных связей между молекулами).

Слайд 8, 9. Химические свойства. Реакция присоединения

Учитель: Для того, чтобы понять, в какие реакции могут вступать альдегиды, давайте исследуем их формулу.

Учащиеся: Замечают наличие пи- связи и делают вывод о возможности реакций присоединения.

На слайде появляется название реакции

Учитель: Напоминает, как идет реакция присоединения и просит составить уравнение реакции присоединения водорода для этаналя.

На слайде появляется анимация схемы реакции и задание

Учащиеся: Самостоятельно пишут уравнение реакции, затем работа проверяется.

На слайде появляется продолжение уравнения реакции реакций

Учитель: Какое вещество получается в ходе этой реакции?

Учащиеся: Определяют принадлежность вещества к классу спиртов.

Учитель: А знаете ли вы еще какую-нибудь реакцию, в которой присутствовали бы и альдегид и спирт?

Учащиеся: Вспоминают реакцию окисления спиртов.

Учитель: Если при окислении спиртов получаются альдегиды, то как можно назвать обратную реакцию: получение спиртов из альдегидов?

Учащиеся: Называют реакцию восстановления.

На слайде появляется название реакции

Слайд10. Реакция “Серебряного зеркала

Учитель: Предлагает на практике узнать, почему так называется реакция. Знакомит с правилами проведения реакции и правилами техники безопасности.

Слайд11. Лабораторный опыт

Учащиеся: Выполняют лабораторный опыт и делают вывод о выделении серебра в ходе реакции.

На слайде появляется колба с серебряным налетом на стенках

Учитель: Просит определить второе вещество, образующееся в этой реакции.

Учащиеся: Предлагают разные варианты, учитель демонстрирует запись уравнения реакции и называет вещество и тип реакции.

На слайде появляется продолжение уравнения реакции и ее название (реакция окисления)

Учитель: Существует еще один способ окислить альдегиды. Предлагает провести эту реакцию и найти ее уравнение в учебнике и записать его и результаты наблюдения.

Слайд12. Лабораторный опыт

Учащиеся: Выполняют лабораторный опыт, находят в учебнике и записывают уравнение реакции и наблюдения.

Учитель: Продолжите фразу: Итак, мы познакомились с реакцией восстановления альдегидов, в результате которой образуется спирт и реакцией окисления альдегидов, в результате которой образуется кислота.

Слайд 13. Домашнее задание

Учитель: Попробуйте дома рассмотреть эти реакции как окислительно-восстановительные, а также напишите уравнения к схеме, отражающей генетическую связь изученных нами соединений (упр. 6 стр. 176) В случае затруднения вам поможет § 37.

Слайд14. Получение

Учитель: Если вы вспомните свойства изученных ранее органических соединений, то среди них найдете способы получения альдегидов.

Учащиеся: Вспоминают из чего можно получить альдегиды.

На слайде появляются названия веществ, из которых можно получить альдегиды и начало уравнений реакций.

Учитель: Предлагает учащимся воспроизвести уравнения этих реакций в тетради, после чего следует проверка.

На слайде появляется продолжение уравнений реакций

Слайд 15. Применение.

Учитель: А сейчас проверим вашу внимательность. На станице 174 были описаны не только физические свойства альдегидов, но и их применение. Название какого альдегида должно находиться в середине ромба?

Учащиеся: Называют метаналь.

На слайде появляется название вещества

Учитель: А где находит применение этаналь?

Учащиеся: Называют области применения этаналя.

4. Оценка работы учащихся:

Учитель: Просит прокомментирует работу учащихся и поставить им отметку. В случае необходимости обоснованно корректирует.

5. Рефлексия.

Слайд 16. Подведем итог

Учитель: На этом изучение нового материала закончилось, осталось подвести итог. Насколько полезен для вас был урок, что нового узнали, чему научились? На доске написаны вопросы, ответьте на них.

Учащиеся: Обсуждают урок.

Слайд17.

Учитель: Благодарит учащихся за урок и предлагает вновь улыбнуться.