Заочное путешествие в осенний лес

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

1) Обобщить и закрепить знания об осенних изменениях в жизни животных и птиц.
2) Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений.
3) Воспитать у детей стремление оказывать посильную помощь животным в трудное время года.

Оборудование: компьютер, рисунки грибов, картины с изображением диких и домашних животных, зимующих и перелётных птиц, гербарная папка, свод правил поведения в лесу, выставка книг о Воронежском крае, коллекции иллюстраций “Лекарственные растения”, “Птицы нашей Родины”, “Животный мир”, скворечник, кормушка для птиц, сигнальные карточки, бумага, цветные карандаши.

Ход урока

I. Оргмомент.

(Открывается 1-я страничка сайта, на фоне музыки дети читают стихи).

Осенние мелодии,
Они везде мне слышится.
Своею тихой прелестью
Меня к себе манят.
Под дивную мелодию
Легко, привольно дышится.
И это всё навеял мне
Красавиц – листопад.
Я вижу чудо дивное – листья разноцветные
Летят, танцуя в воздухе, изящно и легко.
И сердце наполняют мне мелодии приветные,
Чарующие звуки запали глубоко.
Осенние мелодии, они во всём мне слышатся –
И в стае журавлиной, и в проливном дожде.
Всё, что услышать хочется, в осенний вечер длинный,
В окно стуча тихонечко, споёт сам дождь тебе.

– Ребята, сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие по осеннему лесу. Помогать в этом нам будет компьютер.

Девиз урока: “Любить и охранять родную природу.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним
правила поведения в лесу. (Беседа по правилам поведения в
природе).

Хором: “Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес”. 1-я остановка “Грибная”. (2 стр. сайта)

Загадки о грибах.

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены.
Кто это? (все – грибы)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали, приметных.
Собирай, не мешкай
Это... (сыроежки.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту
Зовусь я... (подосиновик.)
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
Не спорю, не белый я,
Братцы, попроще.
Расту обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик.)

– Сколько грибов много, но их надо правильно определить, где съедобный, где – нет.

Только ты не поддавайся и пониже наклоняйся.

тение стихов с компьютера)

Раз поганки здесь растут,
Значит, белый будет тут.
Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.
Лисички и волнушки,
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод.
Кто увидит, тот возьмёт.
А весёлые ребята,
Тонконогие опята
Притаились возле пня.
И кричат: “Найди меня!”
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят.
Но грибы, что прячет лес.
Это чудо из чудес.

– Сколько грибов мы набрали!

– А всё ли мы знаем о грибах?
Тест “Грибы – это грибы”
(Работа с сигнальными карточками.)

  1. Грибы – это растения.
  2. Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы.
  3. Рыжик и лисичка – съедобные грибы.
  4. Может ли гриб вырасти на дереве?
  5. Животные едят несъедобные грибы?
  6. Может ли гриб дерево съесть?
  7. Самый ядовитый гриб – мухомор.
  8. Съедобен ли дождевик?*
  9. За грибами следует отправляться днём.

Экологические задачи.

1). “Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.

– Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!

– Они же несъедобные, поганки, – ответил Вова. Кто из мальчиков прав?”

2). “Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?”

(Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет.)

– Как надо правильно собирать грибы? На дереве жалоба грибов:

“Солите, варите и жарьте грибы.
Только грибницу не трогайте вы.
Она словно нить, глубоко под землёй.
Её повредить – и не будет другой.”

II. А вот и другая полянка.

Здесь живут разные птицы и звери. (3 стр. сайта)

• Как ведут себя животные осенью?

а) Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

б). Среди двора
Стоит копна
Спереди вилы,
Сзади метла. (Корова)

В). Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива. (Лошадь)

г).С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)

д) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)

а) Что за зверь лесной,
Встал как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц)

б).Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой,
Голодный? (Волк)

в).По деревьям, по кустам
Скачет рыжий шарик сам.
Он орешки собирает
И грибочки запасает.
Он живёт в лесу густом,
Дом его зовут дуплом. (Белка)

г). Думал, кошка,
Крикнул: “Брысь!”
Оказалось это-...(Рысь)

д).Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боятся мышка
И зайка шалунишка
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)

(Это домашние и дикие животные.)

– Чем отличаются условия жизни этих животных?

– Как человек может помочь диким животным зимой?

3).Работа по группам с раздаточным материалам.

– Разделить карточки с изображением животных на домашних и диких. Рассказать о том, какую пользу приносят домашние животные.

– Осень приносит новую одежду деревьям, кустарникам.

Красив и печален русский лес осенью.

– Почему красив? (Листья на деревьях стали жёлтые, красные)

– А почему печален? (Тихо в лесу, почти совсем не слышно птичьих голосов.)

4). Беседа о перелётных и зимующих птицах.

– Да, ребята, нелегко приходится с наступлением осени нашим пернатым друзьям. А почему?

– Многие из них улетели в тёплые края.Каких перелётных птиц вы знаете?

– А некоторые остались зимовать с нами. Какую помощь можем оказать им мы?

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Физкультминутка.

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.

III. Продолжаем наше путешествие дальше. А вот ещё одна остановка “Лиственный лес.” (4 стр. сайга)

– В лесу так хорошо дышится. Дети приготовили нам репортаж.

– Внимание! Внимание!

Начинаем лесную передачу о деревьях.

1 ученик:

Я расскажу вам о дубе. Дуб растёт медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые жёлуди даёт только через 20 лет.

2 ученик:

А берёзка растёт очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое растение высасывает из земли до 41 ведра воды. Берёза-дерево-пионер. Она растёт на вырубленных местах.

3 ученик:

А я липа. Цветы липы дают первоклассный мёд.

4 ученик:

Среди дикорастущих растений много съедобных .

Можно, когда нет продуктов, сварить обед из 3-х блюд.

На 1-е приготовить суп из щавеля или стеблей молодой крапивы,

на 2-е – солянку из корней лопуха,

на 3-е лимонад из кислицы.

– А хорошо ли вы, ребята, знаете деревья нашего края?

(Работа с гербарием.)

– Какому дереву принадлежит веточка?

(Липа, клён, дуб, сосна, ива, берёза, осина, акация)

IV. Последняя остановка “Костёр”. (5 стр. сайта)

Начнём соревнование у костра.

  1. Какими животными славится Воронежский заповедник?
  2. Назовите лекарственные растения.
  3. Листья каких деревьев осенью краснеют?
  4. Кто собирает яблоки спиной?
  5. У кого щека вместо мешка?

(Победителей награждают орденами Совы , так как сова в лесу самая мудрая.)

В нашей защите нуждается лес.

Нарисуйте знаки, которые бы вы поставили при въезде в лес.

Конкурс “Нарисуй, знак”.

(Выставка рисунков.)

Мы любим лес в любое время года,
' Мы слышим речек медленную речь...
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
Дети прощаются с лесом: “До свидания!”
Ты расти на радость людям.
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!