Дискуссионные формы работы в современной библиотеке

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель: Внедрение в работу современной библиотеки новых технологий.

Задачи:

  • Вывести работу библиотеки на новый уровень.
  • Создание условий для повышения статуса библиотеки.
  • Обмен опытом. Показать дискуссионные формы работы.
  • Вызвать Вас на дискуссию.
  • Вызвать с вашей стороны интерес и услышать оценку данного занятия.

Уважаемые коллеги, давайте вспомним, что такое "Дискуссия"? Происходит слово, от латинского слова "discussio" - исследование или разбор. Парное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставления различных позиций, идей, мнений, предложений.

Дискуссия - это форма занятия(урока), которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждого из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.

В современной педагогике существует разные взгляды и разные классификации, но мы должны знать, что дискуссии бывают:

img1.gif (1419 bytes)

Целью дискуссии могут быть:

  • анализ, исследование проблем;
  • преобразование проблем;
  • обучение дискуссии;
  • диагностирование проблем;
  • принятие конкретных решений.

Дискуссия по форме проведения:

  • Круглый стол
  • Семинар
  • Симпозиум
  • Дебаты (на руках карточки)

Посмотрите, пожалуйста на карточках понятия, что такое круглый стол, симпозиум. Скажите, пожалуйста:

1. Верно ли, что нельзя критиковать людей - только их позиции и мнения?

- Верно.

2. Верно ли, что цель дискуссии - это полнейшая победа над противником?

- Нет не верно. Цель не в победе, а в поиске согласия.

3. Верно ли, что все участники должны быть вовлечены в обсуждение?

- Да, верно.

4. Верно ли, что желающие взять слово должны перебивать оппонента?

- Нет. Не верно. Ну, конечно они должны попросить разрешения у ведущего.

5. Верно ли, что каждый участник имеет право и возможность высказаться?

- Да, верно.

6. Верно ли, что обсуждению подлежат все высказывания и мнения?

- Верно.

7. Верно ли, что участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

- Верно.

8. Верно ли, что необходимо подготовить промежуточные и конечные выводы?

- Верно. Спасибо коллеги.

Таким образом, мы вместе вывели сейчас правила ведения дискуссии.

Урок(занятие) дискуссия имеет свою структуру.

Схема урока дискуссии содержит 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе обозначается тема; ставится вопрос. Дети приходят готовые, т.е. со знанием вопроса. Находят информацию, читают. Тут можно применить прием "Инсерт"(маркировка текста). Или прием "Верно ли или неверно утверждение?"

2. Основной этап.

Сама дискуссия, сейчас я ее Вам продемонстрирую с детьми, кусочек из моего открытого урока.

3. Заключительный этап.

Продемонстрирую несколько приемов, и мы апробируем вместе.

Провести дискуссию поможет прием "Шесть шляп".

В читальный зал приглашаются учащиеся школы.

Ребята, сегодня мы проведем дискуссию с помощью приема "Шесть шляп".

Сначала давайте проговорим памятку участнику дискуссии:

Памятка участнику дискуссии

1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.

2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.

3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.

4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.

5. Не забывай о четкой аргументации и логике.

6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов.

7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не "по бумажке".

8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.

9. Никогда не "навешивай ярлыков", не допускай грубостей и насмешек.

10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

Итак, ребята, скажите, как вы думаете, где в одном месте может хранится вся вселенная в алфавитном порядке?

- В словарях. Молодцы. Какие словари вы знаете?

Толковый, орфографический, фразеологический, словарь иностранных слов, анонимов, синонимов и т.д: Мы сегодня будем говорить о словаре.

А поможет нам прием "Шесть шляп". Шесть мышлений, шесть точек зрения. Дети у нас современные и у них на все свои взгляды.

Ребята у вас сегодня у каждого своя роль. Расскажите нам кто вы и что должны делать?

Кто Вы "белая шляпа?" - я предоставляю информацию о чем-либо.

А ты кто у меня "красная шляпа"? - Мы чувства, эмоции. Мы все выражаем с помощью чувств, эмоций.

А вы кто "желтая шляпа"? - А мы истинные логики. Мы во всем ищем логику. Все выстраиваем последовательно в определенном алгоритме. Пытаемся объяснить.

А кто вы "зеленая шляпа"? - Мы креативщики. Мы на все смотрим творчески, нестандартно, красиво, модно, современно.

А вы кто "черная шляпа"? Мы критики. А, что Вы нас не узнали? А нам это не нравится. Мы все критикуем.

И вы кто "синяя шляпа"? - А мы будем управлять всеми, мы управленцы. Мы будем делать выводы.

Итак, мы познакомились с вами. Замечательно.

Ребята, а давайте рассмотрим обычную вещь с позиции "Шести шляп".

Давайте рассмотрим толковый словарь. Самый обычный толковый словарь. Какой он?

(Толковый словарь на столе).

На подготовку 4 мин.

Итак, начнем с "Белой шляпы".

Белая шляпа - толковый словарь фиксирует и объясняет лексическое значение слов. В толковых словарях приводятся также некоторые грамматические, орфографические и стилистические сведения о словах. Состоит из словарных статей, в каждой из которых объясняется лексическое значение одного слова. При толковании слова сначала приводится основное и прямое его значение, а затем переносное. Например: словарь С.И.Ожегова

Красная шляпа - С цветочком в руках. Нюхает. Ах, мне так понравился толковый словарь. Он так помог мне в выполнении домашней работы. Я благодаря ему я узнала много непонятных мне слов. Я довольна, что у меня дома есть толковый словарь. И гладит толковый словарь руками, улыбаясь.

Желтая шляпа - Для того, чтобы выполнять задание нам нужно подобрать информацию. Информация содержится в книгах. Самая главная книга - толковый словарь. Он то мне и нужен для выяснения значения слова. Я достану толковый словарь. Найду в алфавитном порядке слово которое мне нужно. Прочитаю словарную статью и перепишу в тетрадь.

Зеленая шляпа - толковый словарь - это большая тяжелая книга и мы можем использовать ее не по назначению, например: как зонтик - с помощью него можно укрыться от дождя.

А можно укрыться от списывающего соседа.

А еще можно использовать его как подставку под цветок. Можно положить под стульчик, чтобы было повыше сидеть. А можно им зафиксировать открытое окно. А еще им можно ударить хорошенько соседа.

Черная шляпа - толковый словарь действительно очень большая тяжелая книга и таскать в школу на урок ее тяжело. Неудобно искать в нем более 1000 слов. И вообще мне кажется, толковый словарь устарело. Есть же Интернет. У каждого дома. Я быстренько найду в Интернете в словаре то, что мне нужно.

Синяя шляпа - Все эти мнения правильные, мы рассмотрели с разных позиций толковый словарь. Да словарь вещь нужная. Хотя мне не понятно, зачем нужно было его ставить под цветок? Можно же залить его водой при поливании. И что это вместо зонтика?

Зеленая шляпа. - Можно ведь его высушить потом.

Красная шляпа - а я в ужасе, как можно такой книгой бить своего соседа!

Желтая шляпа - ну, а если сосед меня первый обозвал, то я должен дать ему отпор.

Красная шляпа - Да вы, что я в шоке! Скажите черная шляпа, разве так можно поступать с книгой?

Черная шляпа - нет, конечно, нельзя, но ведь есть Интернет, зачем вам словарь?

Красная шляпа - а мне он нравится. Его берешь в руки так приятно живую книгу, а что Интернет - экран, куча ссылок потеряешься. Вирусы, кучу времени теряешь. А если сломается компьютер, то все. Нет, это не для меня. Кошмар! Словарь нужен.

Черная шляпа - вызвали мастера и быстро починили и опять сиди не надо выходить из дома.

Синяя шляпа - да тут можно рассуждать много, вы все правы. Можно пользоваться и словарем и Интернетом. Словари нужны. Вы высказали свои мнения. Очень интересно было услышать о толковом словаре. Молодцы спасибо вам за дискуссию.

Ведущий: Спасибо всем шляпам интересно было послушать ваши рассуждения.

А теперь ребята просто вопрос: Нужны ли словари в современном мире? Уже без шляп. Аргументируйте. Спасибо.

Дети уходят.

Это был прием "шесть шляп" - шесть типов мышления. Шесть точек зрения.

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, Ну вот ребята ответили на этот вопрос. А мы взрослые как ответим на этот вопрос.

Нужны ли словари в современном мире?

Обоснуйте свое мнение. Перед вами карточка. Вы видите таблица № 1. Нет и ДА

Нет и под цифрами 1, 2, 3 аргументируйте запишите сами. И тут же да и аргументируйте под цифрами 1, 2, 3 тоже запишите.

(карточки в руках) Карандаши.

Назовите аргументы против словарей и аргументы за словари.

У кого получилось больше "нет"(против)? Прочитайте. А у кого больше за "да". Прочитайте. А у кого аргументов одинаково есть такие? В мире нет однозначного ответа на этот вопрос. Итак, Перекрестная дискуссия - это умение отстаивать "+" и " - ". Человек должен быть гибким. Есть разные мнения. Тем не менее вы выдвинули много аргументов, что словари нужны - это реалия нашей жизни. И есть угроза - Интернет, который может в скором времени полностью заменить книгу.

Что такое Интернет?

Прием "Кластер".

Прошу посмотреть на доску. С помощью приема кластер давайте, систематизируем информации. Я буду за вами записывать, предложите свой вариант. Что вы можете сказать про интернет? Что это?

Техническое средство. Всем паутина. Средство общения.

Большая скорость. Большой объем информации. Вирусы. Контакт электронная почта. Одноклассники. - социальная сеть.

В нашей дискуссии возник следующий вытекающий вопрос:

Технология "Кластер"

Например:

  • поиск информации - скорость(облегчение)
  • лишняя информация - много ссылок
  • техническое средство - могут отключить
  • корректность информации - отсутствие цензуры
  • трата времени - огромный объем не нужной информации.
  • вирусы - поломки.

Мешает ли нам Интернет?

- Кому помогает?

- Кому мешает? Аргументируйте. Кто желает? Прошу вас.

Итак, вы сейчас вывели несколько проблем. Назовите их.

А теперь выводы:

С помощью приема "5 минутное эссе" на карточках, запишите выводы из трех предложений.

Голосуем, кто за то чтобы в нашей жизни были словари? А кто за Интернет? А кто и за словари и за Интернет?

Давайте подведем итог дискуссии. Словари и Интернет нужны. И мы современные люди должны применять и словарь и интернет.

Мы применили сегодня следующие приемы:

1. Верные и неверные утверждения

2. Шесть шляп

3. Перекрестная дискуссия

4. Кластер

5. 5-ое эссе

На самом деле их еще очень много.

В своей работе можно применять разные приемы, а формы дискуссии и в разных возрастных группах.

Диапазон применения дискуссионных форм разнообразен.

В начальной школе - это например: прием "Чтение с остановками", когда обсуждается каждый абзац прочитанного текста, а может быть прием "инсерт"(маркировка текста)

Или игра "Верно ли или неверно утверждение".

В старшей школе - ролевые игры, ток-шоу и т.д.

В среднем звене - ролевая игра, прием "шесть шляп", спор-диалог и т.д.

Что касается еще форм. Самая популярная в нашей школе форма - экскурсия -дискуссия.

Итак, мы сегодня говорим о книгах.

Так вот я хочу, чтобы вы посмотрели сегодня временную экспозицию, посвященную "Редкой книге".

Эту экспозицию собирали мы всей нашей школой. Мы совместно проводим занятия со школьным музеем.

Итак, пожалуйста приглашаем всех в наш школьный музей. Дети проведут по музею и покажут нашу экспозицию.

Прекрасно с помощью экскурсии можно проводить дискуссию.

Спасибо за работу.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Презентация.