Проблемы формирования культуры чтения в современной школе и пути ее решения

Разделы: Начальная школа


Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств.

К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. В обществе нет «моды» на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением. По наблюдениям педагога И. Тихомировой, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто «Уронили мишку на пол...» или «Наша Таня громко плачет...».

Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения.  Ее черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, утрата детьми чувства языка.

Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.

Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет?

Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (вслух, молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно – познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать учебные и читательские умения. Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро. Процесс становления читателя – сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет.

Задача учителя – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;  сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Основные критерии работы над текстом: думать над прочитанным; сопереживать героям; оценивать их поступки; осмысливать их проблемы; соотносить их жизнь со своей жизнью;  стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

На своих  уроках внеклассного чтения, литературного чтения применяю:

  • организация самостоятельного чтения как дома, так и на занятиях внеклассного чтения, литературного чтения. (жужжащее, ежеурочное 5 – минутное чтение).
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников; расширение их читательского и культурного кругозора;
  • формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • развитие воображения и литературно-творческих способностей.

Кроме этого на уроках внеклассного чтения, литературного чтения используются: разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера, которые формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. Например, творческие задания:

– придумай продолжение сказки,
– творческий пересказ с изменением лица рассказчика,
– сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом и т.д.
– выразить свои чувства и «изобразить» словами картины (словесное рисование), которые помогают увидеть мир и других людей через призму своего осознания и свою душу – это способ самовыражения и самопознания, путь развития эмоциональной сферы ребенка, эстетического и нравственного его развития.

Именно через рисунки детей к произведениям можно получить очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.

Упражнения, направленные на формирование выразительности чтения: пробы выразительного чтения – конкурс чтецов; чтение по ролям; театральные постановки – инсценирование.

Читательский рейтинг – направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений: написание мини-сочинений, отзыв о прочитанной книге (по модели – опоре, самостоятельно), дописывание сюжета, составление структурных схем (опоры) – развитие события в произведении.

1. Памятки и анкеты для читателя (как подготовиться к выразительному чтению, памятка по составлению плана рассказа)
2. Обширная информация о писателях

Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: викторины.

Найдите ошибки в названиях рассказов и стихотворений.

а) Все тайное становится ясным. 
б) Если был бы я мальчишкой.
в) С нашей квартирой.

Кроссворды

Литературные игры.

Игра «Доскажи словечко»

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою ... (пряжу).
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три ... (года).

Игра «Найди слово в слове»

(барак, брат)

Это позволяет индивидуализировать процесс литературного образования учащихся.

На уроке провожу разнообразную работу над текстом:

Чтение всего текста (по заданию учителя); чтение, деление на части, составление плана; чтение по готовому плану; чтение и пересказ после чтения; чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома; чтение цепочкой по предложению; чтение цепочкой по абзацу; самостоятельное чтение вполголоса; чтение, поиск отрывка по рисунку; чтение, ответы на вопросы; нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении; чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

В классе проводится контроль и самоконтроль через: тестирование; «аукцион знаний» – кто больше задаст вопросов по тексту, нахождение рифмы в стихотворениях; толковый словарик – объяснение непонятных слов (словари, из личного опыта)

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Медвежатник – человек, который охотиться на медведей.

Минутка вопросов и ответов по прочитанному тексту.

Уроки внеклассного чтения, литературного чтения  проходят так, что детям было интересно – читать, делиться читательскими впечатлениями, отстаивать свое мнение, пересказывать, рисовать иллюстрации, играть и отгадывать кроссворды, сочинять творческие работы, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное.

Кроме того, для повышения интереса к чтению в классе проводятся: «часы чтения»; литературные уроки – уроки обобщения по темам («И в шутку, и всерьёз», «Люблю природу русскую. Весна») ; конкурс рисунков – иллюстраций любимых книг; беседы о культуре чтения: факультатив «Детская риторика», час общения  (Как правильно читать книгу. Я пришёл в библиотеку).

Анкетирование обучающихся по данной проблеме:

1.Любишь ли ты читать книги?
2. Что больше ты любишь:
3. Назови книгу, которую ты недавно прочитал.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. На уровень развития культуры речи влияет окружающая речевая среда, которая дает образцы речи. На первое место ставим речь окружающих, книги, телевидение, т. е. речевую среду. Многие ошибки происходят по причине неучета правил грамматики. Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи – от аудирования, от умения слушать – и до потребности пользоваться словарями и справочниками.

Формирования культуры речи в частности разрабатывается в двух направлениях – в психологическом и методическом. Психологический аспект проблемы имеет своей целью обнаружить особенности мыслительной деятельности учащихся при решении ими различных задач, связанных с работой над текстом на уроках чтения, а также выделить условия, при которых эта работа способствует развитию устной речи учащихся.

Методическая работа по формированию культуры речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

Приемы работы над культурой речи учащихся, применяемые в классе:

– работа над орфоэпически правильным чтением,

1. Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами – орфографически:

на-лю-бо-вать-ся – налюбоваться                                  по-зна-ко-ми-лась – познакомилась
рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся                                    бес-по-кой-ство – беспокойство
спря-тать-ся – спрятаться                                                об-ла-мы-ва-лись – обламывались

2.Читайте целыми словами – орфоэпически:

лес – лесная, лесничий                                                    ночь – переночевал
цвет – цветные                                                                 стекло – стеклянные

– над выразительным чтением и дикцией ((скороговорки; увеличение и уменьшение силы голоса, прочитать радостно, с огорчением, с восторгом и т.д. ), 
– словарная работа (составим свой толковый словарик; ключевые (опорные) слова),
– работа над грамматическим строем речи ученика ( разговор по телефону; пересказ, диалог, монолог),
– над содержанием и логической структурой речи (Что такое текст. Тема и заголовок текста).

В своей работе применяю элементы методик:

1. Элементы методики Зайцева В.Н.: жужжащее чтение; ежеурочное 5-минутное чтение на каждом уроке; режим щадящего чтения (слабочитающие ученики); многократное чтение одного и того же отрывка с переходом на новую часть текста; саморазмер скорости чтения (в классе, дома).
2. Элементы методики Шичко Г.А.:гимнастика для глаз  («покорчим рожи», «рисование носом», «часики»).
3. Элементы методики Тоцкого: орфоэпическое чтение (как говорим); орфографическое чтение (как пишем).
4. Элементы методики Омороковой М.И.: упражнения на развития чёткости произношения; упражнения на развитие оперативного поля чтения и внимания; упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения («губы», «фотоглаз», «финиш», «буксир»)

Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Огромный вклад в поддержку и развитие детской читательской деятельности вносит школьный библиотекарь.

В школьной библиотеке регулярно организуется проведение книжных выставок, выставок – экспозиций к праздничным и знаменательным датам, по различным темам. Учащиеся класса с удовольствием посещают эти выставки. Немаловажным фактором пропаганды чтения я вижу привлечение родителей к сотрудничеству со школой и библиотекой по этому вопросу. Если не будет поддержки дома, все усилия школы пойдут насмарку. Поэтому регулярно ведётся работа с родителями школьников. Это индивидуальные консультации по проблемам детского чтения и подбору литературы на уроки внеклассного чтения, совместное проведение выставки рисунков «Читаем и рисуем вместе с родителями» и другие формы работы.

Анкетирование родителей:

1. Любит ли читать ваш ребёнок?
2. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок:
3. Слушать чтение взрослых и читать сам .
4. Принято ли в вашей семье читать книги?
5. Назовите книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок. Все респонденты знают художественную книгу, которую читает ребёнок.
6. Считаете ли вы необходимым для себя формировать интерес ребёнка к чтению книг?

В заключение хотелось бы вспомнить справедливые слова В.А. Сухомлинского, который утверждал: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».