Урок по физике в 7-м классе "Сила трения"

Разделы: Физика


Современные педагогические технологии – основной механизм развития творческого мышления школьника в процессе обучения.

Жизнь требует создания такой системы работы учителя, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала интеллект, чувство, волю, учила их мыслить и действовать, была бы их местом свободной творческой работы, приучала к сотрудничеству и коллективным формам работы, индивидуализировала их содержание, развивала мышление, формировала умение выявлять, формулировать и разрешать различные проблемы.
Я, как учитель физики, анализируя, осмысливая и оценивая свою деятельность, пришла к выводу: физика начинается отнюдь не с формул, законов и задач (это и так очевидно), а… с загадки, удивления.

Возникла проблема: КАК?!

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся,
  • позволить ребятам максимально реализовать себя на уроке, чтобы каждый почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании,
  • устранить психологическую нагрузку – раскрепостить мышление.

В своей практике преподавания ищу пути развития мыслительной деятельности.

Это –

1. Карточка идей
2. Карточка понятий – помогает упорядочить знания.
3. Сравнение – с использованием диаграмм Венна
4. Чтение текста с заметками
5. Составление вопросов «Игра с кубиком» (работа по группам)

Систематическая работа с использованием данных приемов не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.

Совершенно прав известный ученый Ч. Дарвин: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».

Учитель-профессионал должен постоянно самосовершенствоваться, идти в ногу со временем. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Наступил новый век. Но, каким бы он, ни был, дети всегда остаются детьми, а учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
  • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
  • стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Мое педагогическое кредо:

  • Помни, что каждый ребенок – это целый мир, достаточно хрупкий, и задача учителя – не разрушить его.
  • Знай: чтобы дать ученикам искорку знаний, надо впитать целое море света. Век живи, век учись!
  • Любое дело делай так, словно это твоя «лебединая песня»: не повторяйся, имей свой почерк, смело уходи от шаблонов, ищи свой ключ.

Что оставлю я в детских сердцах?
Чем в них слово мое отзовется?
Пусть ни горе, ни боль и ни страх
В школьных стенах их душ не коснется.

Только б мыслить мне их научить,
Доброты бы взлелеять побеги!
Ради этого стоит нам жить,
Дорогие мои коллеги!

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления.

Цели урока:

  • Образовательная – в ходе познавательной деятельности изучить особенности силы трения; экспериментально установить, от чего зависит эта сила.
  • Развивающая – развивать мотивацию учащихся, используя разнообразные приемы; проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях, работать над формированием умений делать логические заключения, выводы и обобщения.
  • Воспитательная – создать для каждого ученика ситуацию успеха

План урока:

№ п/п

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

1 Организационный момент. создание спокойной, деловой обстановки 1 мин.  
2 Мотивация психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала 2 мин. проблемный вопрос
3 Актуализация знаний сделать прежние знания актуальными в данный момент 5 мин. диалог
4 Основной этап сформировать познавательные умения 10 мин. проблемное изложение материала,
работа с учебником,
выдвижение гипотез
5 Создание учебно-проблемной ситуации выяснить, от чего зависит сила трения 1 мин. столкновение идей
6 Осуществление экспериментальной проверки гипотезы провести экспериментальное исследование одной из гипотез 5 мин. индивидуальная экспериментальная работа, инструктивная карта, виртуальная лаборатория
7 Анализ и обобщение полученных результатов заполнить таблицу 4 мин. переработка информации
8 Физминутка сконцентрировать внимание учащихся 1 мин.  
9 Презентация ответить на вопрос «Какую роль играет трение в жизни человека?» 5 мин. изучение информации, обработка, оформление презентации
10 Тестирование выявить знания учащихся по изученной теме 5 мин. тест, проверка, самооценка, оценка учителя
11 Решение проблемы «Медный всадник» выяснить, как могли передвинуть Гром-камень 3 мин. беседа
12 Домашнее задание  продолжить исследование, начатое на уроке 1 мин. творческое задание, работа с конспектом
13 Рефлексия проанализировать работу на уроке 2 мин. составление синквейна урока

Оборудование к уроку: демонстрационное: игрушка, брусок, динамометр. Лабораторное (выдается на каждую парту):  №1: динамометры, бруски, трибометр, наждачная бумага, салфетка; № 2: динамометры, бруски, трибометры. № 3: Диск СD – виртуальная лаборатория.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть и в ваших глазах я уже заметила искорки любопытства. Это очень здорово!

2. Мотивация

Звучит музыка. (Приложение 3. Слайд 1)

– Ребята, послушайте строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон,
И вдаль глядел…

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу…

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво…

На Сенатской площади в Санкт-Петербурге установлен памятник Петру I.  (Приложение 3. Слайд 2)
«Медный всадник» получил свое название благодаря знаменитой одноименной поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Но, что удивительно!?
Для пьедестала памятника Петру I была использована монолитная гранитная  глыба весом 80 тыс. пудов (более тысячи тонн)! (Приложение 3. Слайд 3)
Обнаружена эта глыба была местным крестьянином  Вишняковым. Глыбу называли  Гром-камнем, так как в него однажды  ударила молния, отбив большой осколок.  Доставили ее в Петербург с берега Финского залива   из деревни Лахти.  Как  же в XVIII веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов,  люди могли совершить такое чудо? Около 9 км  пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был   доставлен  в Петербург.  Это событие было  отмечено  особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год». Вся Европа только и говорила об этой  невиданной операции, какой не повторялось со времен перевозки в древний  Рим египетских памятников.

– Как же это было сделано? (Приложение 3. Слайд 4)

3. Актуализация знаний (Приложение 3. Слайд 5)

– Чтобы ответить на этот вопрос с научной точки зрения вспомним:
1. Что характеризует сила? (Взаимодействие тел)
2. Какие силы вы знаете? (Сила тяжести, сила упругости, вес тела)
3. Назовите прибор для измерения силы. (Динамометр)
4. В каком случае стулья в школьном кабинете физики испытывают большую деформацию – когда проходит физика у вас или у старшеклассников? (У старшеклассников)
5. Самое крупное млекопитающее на Земле – голубой кит. Его вес   1600 кН. Определите его массу. (160 000 кг=160 т) (карточки у каждого на парте – выбрать верный ответ – продемонстрировать) (Приложение 3. Слайд 6)
6. На тело действуют две силы: влево, равная 10 Н, и вправо, равная 16 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил? (вправо, 6 Н) (карточки – выбрать верный ответ – продемонстрировать) (Приложение 3. Слайд 7)

(! Словесно оценить – кто и как справился)

– Молодцы, ребята! Ваш багаж знаний поможет вам в изучении новой темы. А сейчас внимание! Я толкаю рукой по столу игрушку. Что вы при этом наблюдаете? (Игрушка останавливается)
– Как меняется скорость игрушки? (Она уменьшается)
– Почему изменяется скорость движения игрушки? (На него действует сила)
– Какие силы действуют на игрушку? (Сила тяжести и сила упругости – сила реакции опоры)
– Куда направлены силы? (Сила тяжести вниз к центру Земли. Сила упругости противоположно ей –  вертикально вверх)
– Но ведь мы знаем, что эти две силы компенсируют или уравновешивают друг друга.
– Значит?...
(Существует какая-то третья сила, изменяющая скорость движения игрушки).

Эта сила называется силой трения.

– Итак, откройте тетради, запишите дату ____ Классная работа, тема урока. «Сила трения» (Приложение 3. Слайд 8)

– Ребята, чтобы изучить силу трения, что мы должны о ней узнать?

Формулируют пункты плана изучения сил:  (Приложение 3. Слайд 9)

1. Когда возникает сила трения?
2. Куда направлена сила трения?
3. Определение силы трения.
4. Причины возникновения силы трения.
5. Как измерить силу трения?
6. Выяснить, от чего зависит сила трения.
7. Какие виды силы трения существуют?
8. Каково значение силы трения в нашей жизни?

– Сформулируйте цель, задачи нашего урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока)
Цели, которые вы поставили перед собой созвучны с моими: понять причины трения, знать характеристики силы трения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Вернемся к игрушке.  Мы видели, что она остановилась, из жизни мы знаем, что санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются, останавливается и велосипед, когда мы перестаем вращать педали. Мы выяснили, что в каждом из этих случаев причиной изменения скорости (в данном случае уменьшения) является сила трения.
Она возникла … (при движении одного тела по поверхности другого)

– Раз скорость тела уменьшалась. Как вы думаете, куда направлена эта сила? (В направлении противоположном скорости тела или направлении противоположном направлению движения тела)

– Итак, попробуем сформулировать определение силы трения.
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Запишите определение в тетрадь. (Приложение 3. Слайд 10)
Выяснить причину возникновения силы трения поможет учебник (стр. 71)

(Выпишите, сверьтесь с экраном) (Приложение 3. Слайд 11)

Выполним опыты: (работа с оборудованием)

– Потяните за нить, прикрепленную к бруску. Старайтесь тянуть равномерно, параллельно поверхности стола.
При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения.
Например, такое трение возникает при движении саней по снегу (примеры детей, заполнение конспекта – виды трения)
– Подложите под брусок карандаши, ручки, потяните за нить.
Если одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения.
Так, при движении колес машины проявляется трение качения (обратить внимание на показания динамометра – сделать вывод сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения).
Мы познакомились с видами силы трения, возникающими при движении одного тела по поверхности другого. Но можно ли говорить о силе трения между соприкасающимися твердыми телами, если они находятся в покое?
– С помощью учебника создадим наклонную плоскость, расположим брусок на ней.
Когда тело находится в покое на наклонной плоскости, оно удерживается на ней силой трения. Действительно, если бы не трение, то тело под действием силы тяжести соскользнуло бы вниз по наклонной плоскости.
Сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя. (Приложение 3. Слайд 12)
Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани и др.

4. Постановка проблемы

Как вы думаете, от чего может зависеть сила трения? (Приложение 3. Слайд 13)

Карточка идей – «зависит» (на доске) (Слово «зависит» написано на доске, учащиеся, отвечая на вопрос, составляют карточку идей)

Выдвигают гипотезы: сила трения зависит от рода трущихся поверхностей, от веса тела, от площади поверхности тела.

5. Осуществление экспериментальной проверки гипотезы

Предлагаю каждому поработать индивидуально – провести экспериментальное исследование одной из гипотез.
Но прежде, чем вы приступите к проверке гипотез, хочу вас спросить, как можно измерить силу трения?
Проводится опыт – учителем:

– Равномерно перемещаем брусок с помощью динамометра. Какие силы действуют на брусок по линии движения? (Сила тяги и сила трения)
–  Если скорость движения постоянна, то, что можно сказать о равнодействующей этих сил? (Она равна нулю).
– Чему равна сила трения скольжения? (Она равна по абсолютной величине силе тяги, которую и показывает динамометр)

6. Индивидуальная экспериментальная работа по инструктивным картам

Михаил и Наталья будут работать на местах:
Михаил, твое задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкосновения тела с поверхностью.
Наталья – исследовать зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей.
Любовь будет работать в виртуальной лаборатории – «Исследовать зависимость силы трения скольжения от силы давления тела на опору»
По завершении работы обсудим результаты и сделаем выводы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов (Приложение 3. Слайды 14-15)

Сила  трения:

зависит  от не  зависит  от
1) рода  трущихся поверхностей;
2) силы, прижимающей тело к поверхности Fтр = N
1) площади соприкосновения тела с поверхностью

– Ребята, посмотрите, как много мы уже узнали о силе трения. Устали?

8. Физминутка

– разогреем  ладони;
как бороться с вирусом гриппа? – стимулировать иммунитет!
– потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет;
– для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах.
– пройдемся: 3 шага вперед и три назад.

– Спасибо, присаживайтесь.

9. Проект-презентация «Какую роль играет трение в жизни человека? Полезно оно или вредно?»

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

1. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в пословицы и поговорки.
Миша –  задание: с помощью пословиц и поговорок показать, что трение  в нашей жизни играет положительную и отрицательную роль.
– Каково значение силы трения в нашей жизни?
Наталья – трение в спорте.
Люба – трение в природе.

Ваша задача: переработать информацию, представить ее в виде презентации.(На листах формата А3 учащиеся оформляют свою работу)

10. Тестирование

В начале урока мы поставили перед собой цели. Достигли ли мы их, покажет выполнение теста. (Приложение 1)

Ответы: (Приложение 2)

№ вопроса 1 2 3 4 5 6*
Ответ г б в г б а

11. Проверка. Самооценка. Оценка учителя. (Приложение 3. Слайд 16)

12. Решение проблемы «Медный всадник»

– Вернемся на Сенатскую площадь. Ребята, как могли переместить Гром – камень, весивший более 1000 тонн? (Приложение 3. Слайд 17)

(Выдвигают гипотезы)

Невиданный  проект передвижения Гром-камня  дал кузнец из казенных  мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. (Приложение 3. Слайд 18)
Он предложил  перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах,  заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с  выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью.   Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно  уложенных бревен, под которым находились желоба с шарами.   Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и воротов  двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все  время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед.  120 дней путешествовал  так по суше Гром-камень. Доставленный  в Петербург и   обработанный мастерами-каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом  памятника Петру.
– Ребята, с памятником Петру I связана еще одна удивительная история. (Приложение 3. Слайд 19)
Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Ребята, в истории нашей страны есть даты, о которых невозможно не знать и не помнить.
Этот день людской слезой согретый. Сколько времени бы ни прошло,
Всем, кто тихо скажет: «День Победы» – Объяснять не надо ничего.
В этом году дата – 9 мая особенно знаменательна – наша страна будет отмечать 65-летие со дня победы 1945 года.
Какая же связь между «Медным всадником» и Великой Отечественной войной?
Есть предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан. 

покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!

13. Домашнее задание:  § 30-32. (Приложение 3. Слайд 20)

– составить речь прокурора «Я обвиняю силу трения»
– составить речь адвоката «Я защищаю силу трения»
составить примирительную речь судьи.

14. Рефлексия

– Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Проанализируйте  свою работу на уроке:
–  Что нового, интересного вы сегодня узнали?
– Какой вид работы вам понравился?
 – А сейчас нам предстоит ещё один вид  творческой работы. Составьте синквейн урока. Напомню алгоритм его составления. (Приложение 3. Слайд 21)

Существительное означающее суть урока.

  • 2 прилагательных характеризующих предмет.
  • 3 глагола или определения характеризующих предмет.
  • Меткое короткое высказывание или афоризм.
  • 1 слово подчёркивающее суть темы.

Возможный синквейн урока: (Приложение 3. Слайд 22)

1. Трение.
2. Полезное и вредное.
3. Удерживает, помогает, изнашивает.
4. Без трения нет движения.
5. Важно.