Работа с одаренными детьми

Разделы: Администрирование школы


"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."

Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989),
генетик, эволюционист

"Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ."

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771),
французский философ-материалист

1. Актуальность рассматриваемой проблемы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. 

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

2. Нормативно-правовые документы по данной проблеме.

В настоящее время по этой проблеме используются нормативно-правовые документы:

  • основные положения “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948; 
  • основные положения “Конвенции о правах ребенка”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;  
  • Закон РФ “Об образовании” от 16.11.1997 года с дополнениями от 05.03.2004; 
  • Закон г. Москвы “Об образовании”;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001; 
  • Федеральная целевая подпрограмма “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002.

“Наша новая школа”

Переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.
В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, В.П. Эфроимсона и др.
Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения. Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др. Теоретические и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей явились предпосылкой для решения проблемы развития одаренных детей в процессе школьного обучения, создания условий для превращения потенциально одаренного ребенка в талантливого взрослого, к которым можно отнести труды в области психологии мышления и творчества, общих и специальных способностей, возрастной и педагогической психологии, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, а также исследования феномена одаренности.

3. Основные проблемы в решении данного вопроса.

Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.
3. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. 
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей. 
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
6. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

Все эти проблемы находили свое отражение в работе с одаренными детьми и в нашем образовательном учреждении, поэтому:

4. Цель нашей работы – это:

Цель: создание условий для развития и самореализации личностей, одаренных в интеллектуальном, спортивном, творческом отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах “учитель –  одаренный ученик”, “ одаренный ученик – ученик”, “одаренный ученик – родитель”, “учитель – одаренный ученик – родитель”.

Задачи.

  1. Создание научно-методической базы для поддержки педагогов и родителей в работе с одаренными детьми.
  2. Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую систему семинаров, МО, педсоветов, самообразование.
  3. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  4. Совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в создании оптимальных условий для выявления, поддержки и развития природных задатков детей;
  5. Изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
  6. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
  7. Отлаживание механизма преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью образования, а также между начальным школьным и средним звеном образования.

5. Ожидаемые результаты.

  • Формирование системы работы с одаренными детьми.
  • Творческая самореализация детей, педагогов и родителей.
  • Осуществление преемственности в работе дошкольной, начальной и средней ступени образования.
  • Реализация положений Концепции ГОУ города Москвы Прогимназии № 1627.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Продуктивное сотрудничество с родителями.
  • Достижение высокого качества образования.

6. Направление работы учреждения.

Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми:

  • изучение научно-методической правовой базы, исследований в области работы с одаренными детьми,
  • формирование методической библиотеки Гоу по работе с одаренными детьми,
  • разработка Программы, локальных актов (Положения о работе с одаренными детьми, проведения предметных олимпиад, предметных недель и т.д.),
  • разработка структуры управления программой, должностных Инструкций, распределение обязанностей,
  • разработка методических рекомендаций,
  • создание целевых МО,
  • адаптация учебных программ и программ дополнительного образования, часов школьного компонента и часов развивающего обучения,
  • повышение квалификации педагогов через систему консультаций, тематических семинаров, курсов повышения квалификации , самообразования, , использование новых педагогических технологий и обмена опытом, проведения тренингов, круглых столов, встреч,
  • создание системы мониторинга работы,
  • анализ итогов реализации программы,
  • коррекция затруднений в работе педагогов,
  • редакционно-издательская деятельность.

Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

  • социально-психологическое изучение воспитанников и учащихся ГОУ;
  • отбор одаренных детей;
  • психологическое обследование одаренных детей;
  • психофизиологическое и медицинское обследование воспитанников и учащихся;
  • психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;
  • беседы с родителями одаренных детей.
  • усиленная работа по обеспечению притока одаренных детей из окрестных детских садов.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОД;
  • создание развернутых характеристик на ОД;
  • организация и проведение психолого-педагогических занятий с воспитанниками и учащимися, консультирования педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;
  • оказание поддержки всем участникам программы “Одаренные дети – наша гордость и надежда”,
  • организация психолого-педагогического семинара для учителей,
  • организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей, родителей и детей,
  • организация мониторинга развития ОД.

Организация работы с ОД в рамках учебного процесса:

  • выбор и подготовка педагогов для работы с ОД;
  • формирование учебных групп из ОД (с разной целевой направленностью);
  • выбор стратегии обучения для каждого ОР (обогащение, ускорение);
  • разработка программ индивидуальной работы с ОД;
  • разработка индивидуальных образовательных планов по учебным предметам;
  • предоставление ОД свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.

Организация работы с ОД в рамках внеурочной деятельности:

  • Организацию кружковой работы.
  • Создание научного общества.
  • Организацию олимпиад по учебным предметам.
  • Организацию проектной деятельности.
  • Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
  • Организацию ученических научных конференций.
  • Написание книги: “Мир, здравствуй!”.
  • Создание клубов по интересам.
  • Организацию предметных выставок.
  • Организацию вечеров и праздников.
  • Создание школьного театра.
  • Создание спортивного центра.
  • Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
  • Выпуск стенгазет.
  • Организация предметных недель.

Материально-техническое и информационное обеспечение:

  • Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам Роспотребнадзора.
  • Укомплектованность библиотеки учебниками. Периодическими изданиями. Методической, научной, и художественной литературой.
  • Подключение всех классов и дошкольных групп к сети INTERNET.
  • Обеспечение всех классов и групп Интерактивными досками и мультимедийными проекторами.
  • Приобретение 30 ноутбуков для еженедельных индивидуальных занятий с каждым воспитанником и учащимся.
  • Обеспечение учебного процесса необходимой мебелью, оборудованием и пособиями, в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОСТ.

Взаимодействие с организациями:

– налаживание механизма преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью образования (внутри ГОУ), а также между начальным школьным и средним звеном образования (с близко расположенными школами). В этом году усовершенствована система преемственность в работе школьного и дошкольного звена ГОУ, утвержден и принят к реализации план работы по преемственности со среднем звеном школы (договор о преемственности в работе с Государственной гимназией № 1554).

Мы готовы поделиться с Вами данными материалами.

  • Мы являемся филиалом научно-методического центра развивающего обучения Л.В. Занкова.
  • С Всероссийским и международным педагогическим сообществом посредством Интернета – участие в конкурсах, семинарах, участие в Международных форумах, объединениях (В этом году в июле месяцы активисты педагогического сообщества нашей Прогимназии приняли активное участие в работе 2 Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге).
  • С Московским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  • С методическим центром СВАО г.Москвы.
  • С детскими библиотеками, музеями, театрами и выставками города Москвы.
  • С прогимназиями СВАО.
  • С близко расположенными детскими садами.