История о том, как Чевостик Незнайку учил, или В гостях у Камертона

Разделы: Музыка


Действующие лица: Чевостик, Незнайка, Ноты, Скрипичный ключ, Басовый ключ, Камертон.

На сцену выходит мальчик, он же ведущий.

Чевостик. Здравствуйте, друзья. Сегодня мы с вами отправимся в гости к одному известному педагогу. Его имя – Камертон. Его очень ценят и уважают в стране Музыкальных инструментов. У меня так много вопросов к нему, вы даже не представляете, как много! Но, как туда попасть, спросите вы?! А очень просто, у меня есть «Мечталет» и прекрасная песенка. Стоит ее спеть, как «Мечталет» перенес тебя в эту страну.

Чевостик поет песню на мотив «Маленькая страна» (музыка И.Николаева).

С раннего детства
В нашем сердце
Музыки есть страна.
Пусть небольшая,
Только у каждого
Эта страна своя.
Школьный учитель,
Словно в сказке,
Нас в ту страну ведет,
И мир чудесный и прекрасный
В этой стране нас ждет.
Маленькая страна…
Соль, фа, до, ре, ми, ля.
Песни поет, грустит, печалится
Маленькая страна…

Свет гаснет, звучит «волшебная музыка», «бегущие огни». Декорации меняются. Прожектор высвечивает ворота дворца. Возле них два стражника, это Басовый и Скрипичный ключ.

Чевостик. Ну, вот! Я же говорил! Стоит спеть песню, и мы в стране Музыки. Мой «Мечталет» еще ни разу не подводил.

Неожиданно за спиной Чевостика появляется Незнайка, он потирает ушибленную коленку и хныкает.

Чевостик. Незнайка?! Как ты здесь оказался?

Незнайка. Как, как? Прилетел вместе с тобой на твоем «Мечталете»! Только приземлился неудачно.

Чевостик. Вижу, а «зайцем» ездить не хорошо! Что вежливо попросить нельзя было?

Незнайка. Ага, ты бы меня не взял. А так, я уже здесь!

Чеостик. Ладно, уж, пошли. Только давай договоримся – веди себя прилично.

Незнайка. Постараюсь. Ой, а кто это там? (Прячется за Чевостика)

Чевостик. Где? А, это? Разве ты их не узнал? Это же – Скрипичный и Басовый ключи. Они - стражники, прекрасной страны Музыки.

Незнайка. Ух, ты. Такие важные и строгие.

Чевостик. Конечно, ведь благодаря им, в музыке царит гармония и порядок. Каждая нотка знает, как и когда звучать, каким голос нужно петь.

Незнайка. Здорово! Давай, наконец, пойдем в замок, очень хочется посмотреть, кто там живет.

Чевостик и Незнайка направляются к воротам замка. Полный свет. Стражники преграждают путь.

Чевостик. Здравствуйте, уважаемые, Скрипичный и Басовый ключ! Я прибыл по приглашению его Величества Великого учителя Камертона.

Басовый ключ. Проходите, пожалуйста! (Чевостик направляется к воротам, а Незнайку не пускают.)

Незнайка. А, как же я, меня забыли?

Скрипичный ключ. Ваше приглашение, незнакомец.

Незнайка. У меня, его нет.

Басовый ключ. Тогда, вы обязаны ответить на три вопроса – это и будет вашим пригласительным билетом!

Чевостик. Соглашайся, Незнайка, а я вместе с ребятами тебе помогу.

Незнайка. Ребята, поможете? (Ответ детей)

Чевостик. Вот и замечательно. Мы готовы. Задавайте ваши вопросы.

Скрипичный ключ. Скажите, к какой группе инструментов относится фортепиано и почему он так называется?

Незнайка. Это я знаю! К группе «ударных», ведь когда играешь на инструменте, пальцами ударяешь по клавишам.

Чевостик. Что ты, Незнайка. Неверно. Давай, я тебе расскажу. Взгляни на волшебный экран.

В дальнейшем будет использоваться большой экран и мультимедийная аппаратура.

На экране идет демонстрация фрагмента (диск «Музыкальный класс» 2003 г.; папка History (1) – клавишные инструменты).

Басовый ключ. Замечательный ответ, молодой человек. Я надеюсь, что ваш друг, усвоил, откуда произошло название инструмента фортепиано. Давайте, попробуем ответить на второй вопрос.

Скрипичный ключ. Сейчас, я позову своих помощниц, а вы слушайте и запоминайте. (Ключ трижды хлопает в ладоши.)

Звучит мелодия песни «Ох, рано встает охрана…» (музыка г. Гладкова). Входят Ноты с нотками, которые несут как оружие. Маршируют, поют.

Ноты.

Почетна и завидна наша роль –
Я нота До,
Я нота Ре,
Я нота Ми,
Я просто Соль.
Без нас не будет песни никакой –
Ни «Руки вверх», ни Губин не споет,
И «фабриканты» не откроют рот.
Их просто они не знают.
Но учитель строгий хорошо нас знает,
Нотной грамоты урок детям объясняет.

Басовы ключ. Вот, молодой человек вы и познакомили с нашими помощницами. А теперь, ответьте нам, все ли нотки здесь присутствуют?

(Незнайка проходит и внимательно осматривает строй, что-то считает на пальцах).

Незнайка. Здесь, не все нотки. Я слышал, что их семь, а здесь всего – четыре.

Скрипичный. Верно, и кто же отсутствует?

Незнайка. Отсутствуют – Фа, Ля, Си.

Басовый ключ. Вы правы, именно этих нот нет на построении.

Чевостик. Молодец, Незнайка!

Скрипичный ключ. Остался последний вопрос. Наши нотки пели небольшим составом исполнителей, т. е. – ансамблем. Что в переводе означает это слово?

Незнайка. Дайте подумать. Сейчас, сейчас. Вспомнил! Это слово произошло от французского «ensemble» - вместе.

Чевостик. Вот это да, Незнайка, ты меня удивляешь. Не ожидал, что ты интересуешься музыкой.

Незнайка. А ты, думаешь, почему я пробрался в твой «Мечталет»?! В музыке так много интересно, а я так мало знаю о ней!

Чевостик. Тогда, давай я тебе и все ребятам, еще немного расскажу об ансамбле. Смотрите на экран.

На экране демонстрируется фрагмент (Диск «Музыкальный класс» 2003 г.; папка Histori (8) – ансамбль).

Басовый ключ. Ну, что ж друзья, проходите! Вы достойно прошли испытания. Нотки, проводите наших гостей к его Величеству учителю Камертону.

Звучит «Менуэт». Стражники распахивают ворота, смена декораций. Зал, на троне – Камертон.

Камертон. Приветствую вас, мои юные друзья. Вижу, вы с достоинством прошли испытания, и я готов ответить на все твои вопросы Чевостик.

Чевостик. Ваше Величество, страна Музыки необъятна и прекрасна. Я слышал, что музыка имеет лечебные свойства. Правда ли это?

Камертон. Правда, чистейшей воды. Вот даже Нотки тебе могут об этом рассказать.

До. Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из состояний с помощью музыки.

Ре. Что бы снять нервное напряжение послушайте «Июнь. Баркарола» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (в записи звучат небольшие музыкальные фрагменты)

Ми. Или К. Сен-Санса «Лебедь» из «Карнавала животных» (музыкальный фрагмент).

Незнайка. А если мне плохо, и хочется плакать?

Соль. Тогда послушай Ф. Шуберта «Аве Мария». А если болит голова – Ф. Мендельсона «Весеннюю песенку» (музыкальный фрагмент).

Незнайка. Вот это да! Как интересно.

Камертон. Да, музыка – лучшее лекарство. О чем ты еще хотел меня спросить, Чевостик?

Чевостик. Ваше Величество, скажите, пожалуйста, а кто был величайшим басом среди русских певцов в XX веке?

Камертон. Всему миру известно имя Федора Ивановича Шалямина, Это величайший русский оперный певец, гениальный драматический актер. «В русском искусстве Шаляпин – эпоха», - писал о нем Максим Горький. Давайте послушаем в его исполнении песню «Блоха»

На экране фотографии Шаляпина, фоном звучит запись в его исполнении (используется компакт диск формата МР 3 «Ретро» Collection 2006 г.)

Чевостик. Действительно, удивительный голос. Спасибо, Ваше Величество! Было очень интересно, но нам пора отправляться домой.

Камертон. Счастливого пути, друзья! До новых встреч в стране Музыки.

Чевостик, Незнайка и Нотки поют песню на мотив «Маленькая страна» (музыка И. Николаева). Постепенно музыка стихает, свет гаснет, звучит спецэффект «взлетающей ракеты».