КВН юных филологов. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 6


Цели: формировать творческую деятельность учащихся, способность видеть и чувствовать слово; развивать любознательность, инициативу; воспитывать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка и литературы; проверить теоретические знания и практические навыки.

Оборудование: красочно оформленные плакаты с высказываниями о русском языке, таблички с названиями команд, эмблемы команд, карточки с заданиями, секундомер.

Оформленные плакаты:

1. КВН юных филологов.

2. Русский язык выразителен, свободен и гармоничен. В.Кюхельбекер

3. Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни. К.Паустовский

4. Русский язык необыкновенно богат. В.Белинский

Правила: участвуют две команды по 8 человек. Дается время на обдумывание вопросов (выполнение заданий) – от 1 до 5 минут (в зависимости от сложности, объема). Жюри оценивает ответы участников команд, фиксирует результаты в оценочном листе, оглашает итоги каждого конкурса.

I. Вступление.

1. Мастера слова о русском языке.

(Тексты цитат озвучивают учащиеся.)

1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К.Паустовский

2. Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот “могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.

О.Гончар

3. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.Куприн

4. Русский язык – это сказочное сокровище, это богатство, которое с каждым днем пополняется, это счастье бесконечных открытий и встреч с прекрасным.

Ф.Видрашку

2. Стихотворения о русском языке.

(В исполнении учащихся)

Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье…
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше. К.Бальмонт

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камень, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько им отдал
Душевной теплоты. Н. Рыленков

3. Звучит песня “Мы начинаем КВН…”.

(В исполнении участников команд)

Мы начинаем КВН
В этот день,
В этот час.
Пускай друзей он соберет
И порадует нас.
Кому-то вдруг не повезет.
Ну и что?
Не беда!
Переживем мы это всё –
Это просто игра!

II. Слово учителя.

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Добро пожаловать на КВН юных филологов!

В нем примут участие учащиеся 6-го класса, обладающие метким словом, вниманием, волей, терпением, юмором, вежливостью, смекалкой. Пожелаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Ведущий 1.

- В зал пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!

Ведущий 2.

- Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

Ведущий 1.

- Приглашаются участники конкурса, команды “Восклицание” и “Запятая”.

(Входят участники команд “Восклицание”, “Запятая”, обмениваются приветствиями.)

Девиз команды “Восклицание”: “Отделять каждое предложение от последующего, выражать чувство”.

Девиз команды “Запятая”: “Обозначать границы, разделять предложения”.

Ведущий 1.

- Представляю вам жюри…

III. Участие в конкурсах.

Ведущий 2.

Конкурс первый. “Разминка”

1. Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты), объяснить их лексическое значение.

а) Оказался молодцом, смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. (Команде “Восклицание”)

б) За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава. (Команде “ Запятая”)

(Примечание: каждый правильный ответ оценивается одним баллом.)

2. Игра “Найди пару”.

Даны пословицы. Одна команда получила первую половину пословицы, другая – вторую. Задание: начать и закончить пословицу.

Команде “Восклицание”:

1. Не спеши языком - …

2. С кем поведешься, …

3. Ученье – свет, …

4. Семь раз отмерь - …

5. Птица красна пением, …

6. По одежке встречают, …

7. Грамоте учиться - …

8. Любишь кататься - …

Команде “Запятая”:

1. …торопись делом.

2. …от того и наберешься.

3. …а неученье – тьма.

4. …один раз отрежь.

5. …а человек умением.

6. …а по уму провожают.

7. …всегда пригодится.

8. …люби и саночки возить.

(Примечание: задание оценивается по пятибалльной системе.)

3. Составить предложения по заданным схемам. Записать и прочитать.

Команде “Восклицание”:

а) Определение + подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство.

б) А: “П!”

Команде “Запятая”:

а) Подлежащее + обстоятельство + сказуемое + определение + дополнение.

б) “П”, - а.

(Примечание: задание оценивается по пятибалльной системе.)

Ведущий 1.

Конкурс второй. “Терминологический диктант”

Команде “Восклицание”:

1. Все слова языка.

2. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению.

3. Часть слова без окончания.

4. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Ответ: лексика, омонимы, основа, фонетика.

Команде “Запятая”:

1 .Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.

2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности.

4. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Ответ: антонимы, текст, диалектные, суффикс.

(Примечание: задание оценивается по пятибалльной системе.)

Ведущий 2.

Конкурс третий. “Отгадай”

1. Разгадать шарады.

Команде “Запятая”:

С буквой к бери меня на покос,
А без буквы к ужалю в нос.

Ответ: коса – оса.

Команде “Восклицание”:

Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.

Ответ: пи – рог.

2. Образовать слово.

Команде “Запятая”:

Образуйте слово, в котором корень тот же, что в слове возить; приставка та же, что в слове перечитать; суффикс тот же, что в слове побелка; окончание то же, что в слове вода.

Ответ: перевозка.

Команде “Восклицание”:

Образуйте слово, в котором корень тот же, что в слове дорожка; приставка та же, что в слове приморский; суффикс тот же, что в слове прибрежный; окончание то же, что в слове прекрасная.

Ответ: придорожная.

(Примечание: каждый правильный ответ на задания данного конкурса оценивается одним баллом.)

Ведущий 1.

Конкурс четвертый. “Практикум”

1. Назвать слова…

Команде “Запятая”:

Назвать слова с корнем -кас- (-кос-), сформулировать правило.

Команде “Восклицание”:

Назвать слова с корнем -гар- (-гор-), сформулировать правило.

2. Расшифровать сложносокращенные слова, определить их род.

Команде “Запятая”:

ДЮСШ, ТЮЗ, вуз.

Ответ: детская юношеская спортивная школа (ж.р.), театр юного зрителя (м.р.), высшее учебное заведение (ср.р.).

Команде “Восклицание”:

МГУ, КБ, АТС.

Ответ: Московский государственный университет (м.р.), конструкторское бюро (ср.р.), автоматическая телефонная станция (ж.р.).

3. Найти устаревшее слово, объяснить его значение, заменить тем, которое употребляется в современном русском литературном языке.

Команде “Запятая”:

Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.

Команде “Восклицание”:

Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой.

4. Определить, к какой части речи относятся слова.

Команде “Запятая”:

На то и печь, чтобы хлеба печь.

Ответ: на то и печь – имя существительное, хлеба печь – глагол.

Команде “Восклицание”:

Снежное покрывало все поле покрывало.

Ответ: снежное покрывало – имя существительное, поле покрывало – глагол.

5. Исправить речевые ошибки.

Команде “Запятая”:

а) Эта веща совсем новая была.

б) Стол был накрыт красивой белой скатертей.

в) Постой-ка ты еще в угле.

Ответ: вещь, скатертью, в углу.

Команде “Восклицание”:

а) Поезды здесь ходят редко.

б) За пианином сидела Петина сестренка.

в) На пляжу никого не было.

Ответ: поезда, за пианино, на пляже.

(Примечание: каждый правильный ответ на задания данного конкурса оценивается одним баллом.)

Ведущий 2.

Конкурс пятый. “Капитаны, вперед!”

(Звучит песня для капитанов в исполнении участников команд.)

Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Полиглотом он не слыл,
Но филологом он был,
Язык русский просто он боготворил.
Не во сне, а наяву
Говорим мы всей командою ему:
“Капитан, капитан, помогите,
Опыт в этом у нас невелик.
Капитан, капитан, подтвердите,
Как правдив и могуч наш язык!”

1. Отгадать загадки.

Капитану команды “Восклицание”:

а) Два братца в воду глядятся –
Никогда не сойдутся.

Ответ: берега.

б) Не разбив горшочка, не съешь кашки.

Ответ: орех.

Капитану команды “Запятая”:

а) Серое сукно тянется в окно.

Ответ: сумерки.

б) Без рук, без ног, а ворота отворяет.

Ответ: ветер.

2. Найти лишнее слово.

Капитану команды “Восклицание”:

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Ответ: ледяной.

Капитану команды “Запятая”:

Он написал свою автобиографию.

Ответ: свою.

3. Произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить новые слова.

Капитану команды “Запятая”:

а) Из слова лён – цифру.

Ответ: ноль.

б) Из слова ток – домашнее животное.

Ответ: кот.

Капитану команды “Восклицание”:

а) Из слова шёл – неправду.

Ответ: ложь.

б) Из слова лей – название дерева.

Ответ: ель.

4. Подобрать имена прилагательные-определения к каждому из данных слов.

Капитану команды “Запятая”:

Рояль, фамилия.

Капитану команды “Восклицание”:

Имя, фасоль.

5. Узнать басню по морали, назвать автора.

Капитану команды “Восклицание”:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Ответ: “Свинья под Дубом”, И.А.Крылов.

Капитану команды “Запятая”:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Ответ: “Ворона и Лисица”, И.А.Крылов.

(Примечание: каждый правильный ответ на задания данного конкурса оценивается одним баллом.)

IV. Итоги конкурса КВН. (Отметить команду-победителя)

V. Заключение. (Ведущий 1, ведущий 2.)

Всем спасибо за внимание,
За веселье, юмор, смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.
Всем мы скажем: “До свидания,
До счастливых новых встреч!”.