Урок музыки по теме "Преобразующая сила музыки" (урок творчества)

Разделы: Музыка


Цель урока: Углубить новую грань темы: (жизнь рождает музыку, музыка воздействует на жизнь).

Задачи урока:

1. Расширить музыкальный кругозор учащихся на примере этюда №12. А.Н. Скрябина, в котором передан романтический, мятежный дух конца 19 начала 20 века.

2. Развивать разностороннюю творческую активность учащихся в процессе занятий на уроке музыки.

3. Развивать вокально-хоровые навыки.

4. Воспитывать эстетический вкус, потребность общения с классической музыкой.

Оборудование: музыкальный центр, диск с музыкой А.Н. Скрябина (этюд №12), таблица “Музыкальные формы”, таблица “Средства музыкальной выразительности”, раздаточный материал: эстетический словарь. Портрет А.Н. Скрябина, слово “этюд”, творческие задания для каждой группы учащихся (вопросы, стихи В. Брюсова, И. Иванова, “Песня о Буревестнике” А. М. Горького), тексты песни Г Гладкого.

Ход урока

Познакомить учащихся с целью урока, формой работы в процессе слушания музыки (работа в творческих группах).

1. Начать урок с работы над песней Г. Гладкого “Песня о волшебниках” - это станет основой острого контраста по отношению к музыке, которая прозвучит дальше, поможет более яркому и острому восприятию этой музыки.

Распеться на попевке “От топота копыт пыль по полю летит”. Во время работы над песней обратить внимание на соблюдение синкопированного ритма, пауз. Проговорить в ритме песни текст куплетов.

Затем предложить ребятам исполнить всю песню. Через собственное исполнение передать свое отношение к этой песне, то впечатление, которое произвело на них первое знакомство с ней.

2. Сегодня на уроке прозвучит музыка известная во всем мире, русского композитора, выдающегося пианиста Александра Николаевича Скрябина(1872-1915). Сочинены более 200 произведений в разных музыкальных жанрах: это и симфонии и поэмы и различные фортепианные произведения. А.Н. Скрябин много новаторского внес в развитие музыкальной культуры. Например, в поэме “Прометей или Поэма огня”, впервые в истории музыки введена световая строка, предназначенная для придуманной Скрябиным световой клавиатуры. В последние годы Скрябин мечтал о грандиозном, синтетическом “действии”, “мистерии” - где объединились бы музыка, слово, танец, краски и даже ароматы.

“Искусство должно преображать жизнь”- говорил Скрябин. Героические, волевые образы сочетаются с образами глубоких раздумий, с картинами природы и поэтической лирикой.

Сегодня мы услышим на уроке этюд №12 полный мятежности, напряженности, как и то время, когда создавалась эта музыка. Этот этюд называется Патетическим. Патетический – это наивысшая степень взволнованного, приподнятого настроения. Патетический - в переводе с греческого – страстный, полный чувства, приводящий в волнение.

Что такое этюд? Ученики музыкальной школы или художественной, наверное, смогут нам объяснить значение этого слова.

В переводе с французского языка - этюд означает учение, изучение. Пьеса, основанная на применении какого-либо технического приема и служащая для развития техники исполнения. На основе учебных этюдов сложился художественный, концертный (Шопен, Скрябин, Лист, Рахманинов). Художники под воздействием музыки рисуют картины, рисунки. Литераторы – стихи, поэмы, литературные произведения. Музыкальные критики дают критический анализ произведениям или наоборот дают положительные отклики на произведения. И вот мы сейчас попробуем побывать в этой роли. Разобьемся на творческие группы и выразим свое отношение к прослушанной музыке.

Первая группа – нарисует то, что представили, когда слушали эту музыку.

Вторая группа – напишет небольшое сочинение об этой музыке.

Третья группа – сопоставит настроение музыки этюда Скрябина и “ Песню о Буревестнике” А.М. Горького, который передовая молодежь 20 века воспринимала как образ близкий Буревестнику.

Вопросы:

1. Что общего между этими произведениями?

2. Подберите из текста песни о Буревестнике слова подходящие каждой части этюда.

Четвертая группа – прочитает строки из стихов В. Брюсова или И. Иванова подходящие по настроению к музыке Скрябина.

Пятая группа – ответит на вопросы:

1. Какова форма построения этого этюда?

2. Какими мыслями и чувствами пронизана эта музыка?

3. Какие средства музыкальной выразительности ярче используются, чем остальные для передачи характера и настроения произведения?

Шестая группа – ответит на другую группу вопросов:

1. Какое воздействие оказала на вас эта музыка?

2. Какие мысли и чувства она у вас вызвала?

3. Музыка какого зарубежного композитора, звучащая на уроке в 1 четверти, созвучна по настроению этюду Скрябина?

Слушание этюда №12 А.Н Скрябина.

Выполнение творческих работ.

Обсуждение выполненной работы.

Выставление оценок.

Обобщение: Сегодня на уроке мы еще раз убедились в огромной силе музыки, которая нас увлекла, и мы смогли выразить свое отношение к музыке через различные виды творчества.

Валерий Брюсов

Закат ударил в окна красные
И, как по клавишам стуча,
Запел свои напевы страстные,
А ветер с буйством скрипача
Уже мелодии ненастные
Готовил, ветвями стуча.
Симфонии тоски и золота,
Огней и звуков слитый хор,
Казались в миг иной расколота:
И такт, с певцом вступая в спор.
Выстукивал ударом молота
Незримый мощный дирижер.
То вал стуча в углы прибрежные,
Ломая скалы, дик и пьян;
И все: заката звуки нежные,
Сверканье ветра, и фонтан,
Лепечущий рассказы снежные,
Крыл гулким стуком Океан!

Игорь Иванов

Этюды Скрябина

Невозможно не слушать,
и слушать почти невозможно…
Будто тянутся руки к тебе,
сокрушаясь, что ты далеко…
Будто вслед жеребенку глядит
сиротливая добрая лошадь
и, крича под тягучим дождем,
тщетно бьется среди васильков…
На ногах, словно гиря, Земля…
Белолобого мать не догонит…
Ты схватился за голову, встал
и увидел, к окну подойдя,
Что упала сирень, вся заплаканная,
на подоконник
и глухая крапива
не слышит беды и дождя.

А.М. Горький

Песня о Буревестнике

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!

Ветер воет... Гром грохочет...

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

- Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

- Пусть сильнее грянет буря!..