Грибы. 3-й класс, программа "Школа XXI века"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: обобщить знания учащихся о грибах как об отдельном царстве природы.

Задачи:

Образовательная:

1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;

2) расширение кругозора учащихся.

Воспитательная:

1) воспитание бережного отношения к природе родного края;

2) воспитание уважения к мнению товарищей.

Развивающая:

1) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение;

2) развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

  1. Вводная беседа.
  2. Беседа “Царство Грибов”.
  3. Рассказ “Строение гриба”.
  4. Знакомство с разнообразием грибов. (Инсценировка стихотворений)

III. Закрепление изученного материала. (Самостоятельная работа, взаимопроверка)

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вводная беседа.

Учитель читает отрывок из рассказа Юрия Дмитриева (Два ученика “Художник” и “Лесовичок” пантомимой изображают прочитанное).

"Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? - размышлял он – конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины.

– Без цветов, без трав - не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

- Нет! – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес".

Лес – целый мир.

В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

Лес называют природным сообществом, объединяющим и растения, и животных, и птиц, и насекомых, и ...

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)

- Правильно! Сегодня нам предстоит познакомиться с грибами.

2. Беседа “Царство Грибов”.

- Грибы относятся к живой или неживой природе? Почему? (Они относятся к живой природе, так как рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают)

- К какому царству живой природы их можно отнести? Почему?

- Какие части растений вам известны? Есть ли они у грибов?

Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

- А к миру животных?

- Так что же такое грибы?

- Долгое время грибы считали растениями. Но это не так. В настоящее время их относят к отдельному царству – царству Грибов.

3. Рассказ “Строение гриба”.

- Давайте посмотрим из каких частей состоит гриб. (Плакат “Стороение гриба”)

Лесовичок:

- Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия.

Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, которые мы привыкли называть грибами.

Плодовые тела окрашены в самые разные цвета. Но у них практически отсутствует зелёный цвет. Значит, грибы не могут, подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктом питания. Грибы питаются готовыми органическими веществами из почвы.

Художник:

- Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за выпуклые губчатые шляпки.

Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.

Много пословиц в русском фольклоре связано с грибами:

(Лесовичок и Художник читают по-очереди)

Бояться волков, быть без грибов.

Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.

В лесу шуметь - только грибы распугивать.

Всяк грибок знает свой срок.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.

Где один гриб, там и другой.

Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.

Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

И много за морем грибов, да не по нашему кузову.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

4. Знакомство с разнообразием грибов. (Инсценировка стихотворений)

- В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

- Ребята! А вы грибы хорошо знаете? Пора идти за грибами...

Физкультминутка.

Гриша шёл, шёл -
белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок -
Положил он в кузовок.

Два ученика и ученица ("мама") инсценируют стихотворение "Грибники" Елены Липатовой.

Вдоль дороги ели, ели.
В глине клином колея.
По дороге еле-еле
Ковыляем брат и я.

Отдохнул немного я бы,
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод,
У него ведро грибов.

Я в корзину гордо гляну,
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну
И собрали всё подряд.

Мы ребята городские,
И не знаем в этот раз,
Где грибы у нас какие,
Что за ягоды у нас.

Мама плакала, смеялась
И сказала мама нам:
- Вы – герои. Вот ведь жалость,
Только это есть нельзя.

- Ой, ребята! А среди вас много таких горе-грибников? Хорошо ли вы знаете съедобные и несъедобные грибы?

Две ученицы инсценируют стихотворение "Про грибы" Елены Долгих, сопровождая выступление демонстрацией таблиц с изображениями грибов:

Если шляпка красная,
Много белых точек,
Значит, дело ясное –
Ядовит грибочек!

Мы его не станем брать,
Чтоб не отравиться.
Эту красочную рать
Надо сторониться.

Если неказист на вид,
Прячется умело,
Это самый вкусный гриб
Под названьем “белый”!

Осторожно его срежь,
Положи в корзину,
Маринуй, соли и ешь
До весны, всю зиму!

А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.

В ельнике – маслята.
Те неприхотливые,
Шапочки сопливые.
Вроде некрасивые,
Но пожаришь – классно!
С этими всё ясно.

Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.

Груздь солёный – это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдём скорее!

Несколько учащихся изображают грибников, читают по-очереди стихи и показывают классу изображения грибов.

5. Разноцветные панамки

Вылезают из землянки,
Вырастают под дождем,
Раскрываются зонтом.
Есть сырыми их нельзя.
Как грибы назвали зря?

Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются лисички.

Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная поганка.
Есть семейные грибы,
Лишь семьей живут они
На пеньках и на корнях,
И в траве на вырубках.
Эти дружные ребята
Называются опята.

Собирать их нам не сложно,
Но бывает гриб и ложный -
Жёлтый и без пелеринки.

Эти - не клади в корзинку.
Под осиной, под берёзой
Выросли большого роста
Два красавца удалых,
Шляпы разные у них.

В красной шляпе под осиной
Гриб стоял большой и сильный,
Под березой же - другой,
В шляпе был корич-не-вой.
Их назвали, всем известно,
По любимому их месту.

- Ребята! А вы замечали, что некоторые грибы растут только под определенными деревьями, как подберезовики и подосиновики?

Такая "дружба" выгодна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Например, если грибницу белого гриба пересадить от дерева, то белый гриб погибнет.

Ученик инсценирует стихотворение "Из дневника боровика" Елены Липатовой.

Восемь тридцать. Понедельник.
В лес пришел один бездельник.
Покрутился, повертелся
И ушел в соседний ельник.

Вторник. Пятое июля.
Никого – одна бабуля.
Тащит старую тележку,
Раздавила сыроежку.

После дождичка в четверг
Глянул я случайно вверх...
Ох!
Грибник за грибником!
Я прикрылся дневником.

После завтрака в субботу
Сразу взялся за работу.
Поработал я всерьез –
Целый день толстел и рос.

Воскресенье – трудный день
Едут в лес, кому не лень:
Дяди Вани, тети Вали... –
Как бы вправду не сорвали!

Чует сердце – быть беде.
Ой!
Постойте!
Что вы де...

III. Закрепление изученного материала.

- Вот и настала пора выбираться из леса...

- Положите перед собой листы с заданиями.

- Ответы на вопросы теста покажут, как вы поняли материал урока...

Тест

1. Как называется часть гриба, которая находится на поверхности почвы?

2. Напиши по 3-4 съедобных и несъедобных гриба.

3. Под какими деревьями растут:

  • подберезовик;
  • подосиновик;
  • боровик?

4. Какое строение имеет гриб?

Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.

IV. Итог урока.

- Подведем итог урока! Продолжите предложение: “Сегодня на уроке я узнал … (мне запомнилось…).

V. Домашнее задание: прочитать текст учебника на стр. 57-59.