Литературно-интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Разделы: Русский язык


Вступительное слово учителя: Сегодня мы открываем сезон литературно-интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Хотя литературное наследие А.С. Грибоедова составляет три увесистых тома, в нашем культурном сознании он предстает автором одного произведения – комедии «Горе от ума». И в этом нет ничего обидного для памяти писателя. В своей комедии Грибоедов выразил себя сполна. Она вобрала в себя взгляды писателя на современное ему общество.

Первый ведущий: Сегодня в игре участвуют 3 команды.

Климова Анна
Игнатова Юлия
Федосеев Артём
Митин Алексей
Середюк Александр
Балиашвили Пата
Баранов Вячеслав – капитан
Носова Елена
Шурыгина Дарья
Наумов Иван
Шарикова Наталья
Бабаян Саро
Качарян Папин
Шишина Анастасия
Гаврилова Мария – капитан
Кольцов Антон
Петров Михаил
Гончаров Владислав
Пенин Алексей
Бень Иван
Рубцова Мария
Гончаров Никита – капитан

Второй ведущий: Итак, начнём! На экране появляются по одному полотна  русских художников 18-19 веков. Эти всемирно известные полотна сейчас находятся в Третьяковской галерее. Каждый школьник, безусловно, знает название и автора этих бессмертных произведений искусства.
Внимание! Вопрос! Кто автор данной картины? Укажите точное название каждого полотна.

Первый ведущий: Во втором раунде каждой команде предложено пройти блиц-опрос. Будут вынесены  бланки, на них нужно записать ответ, который команда считает правильным. В этом раунде каждая команда покажет свои знания биографии  А.С.Грибоедова. Господин ведущий, зачитайте, пожалуйста, вопросы.

 Господин ведущий: (читает блиц-опрос)

Блиц-опрос

  1. Где учился поэт? (Физико-математический и словесный факультет при Московском университете)
  2. Как сначала назвал свою комедию Грибоедов? («Горе уму»)
  3. Кто сказал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа…»? (В. Белинский)
  4. При каких обстоятельствах погиб Грибоедов? (Во время нападения фанатиков на русскую миссию в Тегеране)
  5. Какие слова высечены на памятнике на могиле Грибоедова? («Ум и дела твои бессмертны»)

Второй ведущий: Тем временем пока команды отвечают, предлагаем жюри погрузиться в мир литературных пейзажей.

Девушка-помощница: (разносит задание для жюри).

Предлагаются  отрывки из произведений  Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Каждый из членов жюри определяет название произведения и автора.

Первый ведущий: Самое время подвести предварительные итоги. Уважаемое жюри, вам слово.

Второй ведущий: На протяжении всех сезонов игры «Что? Где? Когда?» есть одна неизменная традиция, угадайте какая? Да! Это чёрный ящик. Господин ведущий, что там на этот раз?

Г.В: (читает описание тюрлюлю) «На плечи княжны Тугоуховской был накинут атласный тюрлюрлю». Внимание, вопрос! За одну минуту вы должны указать современное название этого предмета

Второй ведущий: Следующая часть нашего конкурса. В ней каждая команда покажет знание пьесы А. Грибоедова  «Горе от ума».

Первый ведущий: Господин ведущий, вы готовы?

Г.В: Да я всегда готов! Главное, чтобы были готовы команды (читает вопросы из раздела  «Знание текста», каждой команде).

Знание текста

Команда 1

  1. Вам 17, Вы – богатая, образованная и очень чувствительная девушка. Представьтесь, пожалуйста. (Софья Павловна Фамусова)
  2. Кто из претендующих на Вашу любовь наиболее Вам симпатичен? (Молчалин)
  3. Что означает Ваше имя? (Софья – мудрая)
  4. Кто из персонажей говорит: «Счастливые часов не наблюдают»? (Софья)
  5. Кто из друзей Пушкина привез ему в Михайловское текст «Горя от ума»? (И. Пущин)

Команда 2

  1. Вы по собственной оценке «бодр и свеж», по мнению других «брюзглив, неугомонен, скор». Вы узнали себя? (П.А.Фамусов)
  2. Ваше отношение к просвещению? («Ученье – вот чума», «А коли зло пресечь, собрать бы книги все и сжечь»)
  3. Какую партию Вы желали бы для своей дочери? («Будь плохонькой, да если наберется душ тысяч… – тот и жених»)
  4. Кому из героев принадлежат высказывания: «Кто беден, тот тебе не пара…», «Подписано, так с плеч долой…», «…с чувством, с толком, с расстановкой…»? (Фамусов)
  5. Кто был прототипом главного героя комедии? (Чаадаев, Рылеев, Якушкин, сам автор)

Команда 3

  1. О вас сказано так: «малый с головой», «остер, умен, красноречив». Назовите себя. (Александр Андреевич Чацкий)
  2. Почему Вы не последуете совету Фамусова и не поступите на службу? («Служить бы рад, прислуживаться тошно»)
  3. Мы просим Вас уточнить некоторые цифры: сколько лет Вы странствовали вдали от Москвы, Софьи? (Три года)
  4. Какой вы нашли Москву после трехлетней разлуки? («Дома новы, а предрассудки стары»)
  5. Как назывались первые произведения Грибоедова? («Дмитрий Донской», «Молодые супруги», «Притворная неверность»)

Второй ведущий: Итак, по традиции игры «Что? Где? Когда?» мы предлагаем жюри выбрать еду из «меню русских классиков». К сожалению, наши официанты перепутали, кому из писателей какие подавать блюда. Помогите им, пожалуйста, в этом.

Девушка-помощница раздает жюри специальные листы, на которых напечатано: «Меню русских классиков».

Меню русских классиков

 «Суп с потрохами, лапша или желудок, рубцы, красная или белая подливка к соусу», «варенья, соленья, печенье, меды, квасы, пироги».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Roast-beef окровавленный», «лимбургский сыр», «ананас золотой», «трюфели» «стразбурга пирог нетленный»,«вино кометы».

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

«Щи со слоеным пирогом…мозги с горошком, сосиски с капустой», «пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам».

А. Гончаров «Обломов»

Первый ведущий: Ну что? Думаю, все устали. Самое время для чайной паузы. На нашу чайную церемонию пожаловали прелестнейшие особы Мими, Зизи, Катиш. Кстати, господин ведущий, не знаете ли вы полные имена барышень? (входит княгиня Тугоуховская с дочерьми)

Г.В: Я-то знаю. А знают ли наши команды? Внимание, вопрос: Назовите полные имена этих прелестниц.

По истечении минуты девушка-помощница собирает ответы команд, ведущий объявляет правильные ответы. Тихо звучит музыка вальса Грибоедова, молодые люди приглашают дочерей княгини Тугоуховской на танец. Все желающие танцуют вальс.

 Г.В: Позвольте в этой романтической обстановке предоставить слово жюри для подведения итогов игры.

Подведение итогов игры, награждение, вручение грамот и памятных призов.