Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Физические величины". 7-й класс (УМК Шахмаев Н.М. и др.)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме “Физические величины”.
  • Продолжить формирование навыка экспериментальной работы с измерительными приборами (весы, динамометр, линейка, мензурка).
  • Формировать умение планировать свою деятельность, сообразуясь с поставленной целью и заданными условиями.
  • Развивать навыки коллективной групповой работы, самопроверки, самооценки.

Место урока в учебном плане:

Урок проводится в конце изучения темы “Физические величины”, перед контрольной работой по данной теме. В рамках изучения темы “Физические величины” в 7 классе по учебно-методическому комплекту Шахмаева Н.М. и др. (объем учебного времени 13 часов), учащиеся знакомятся с такими физическими величинами как: масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия.

Оборудование:

  • На каждого ученика: рабочий лист (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), оценочный лист (Приложение 4), справочник с таблицами плотностей; схема взаимосвязанных величин (Приложение 5).
  • Экспериментальные наборы: для группы 1 – металлический цилиндр, весы с разновесами; для группы 2 – измерительный цилиндр (мензурка), латунный цилиндр, таблица плотностей; для группы 3 – динамометр, сантиметр.
  • Подготовка доски: таблица (готовая) систематизации знаний о физических величинах (для проверки выполнения задания 1), таблица ответов на задание 3.

Использованная литература:

Для учителя:

  1. Учебник “Физика 7 класс”, Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике. 7-9 класс”, Просвещение, 2006.
  3. Рыженков А.П. “Физика. Человек. Окружающая среда. 7 класс”, Просвещение, 2000.
  4. Тарасов Л.В. “Земля – беспокойная планета. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера”, издательство ЛКИ, 2007.
  5. Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. “Сборник вопросов и задач по физике 7–9”. М.: Просвещение, 2005.
  6. Статья Девятовой Л.С. “Использование блоков взаимосвязи при решении задач в 7 классе” в материалах фестиваля “Открытый урок” за 2004–2005 гг., адрес статьи: https://urok.1sept.ru:8080/articles/212178/>

Для учеников:

  • В.И.Лукашик, Е.В.Иванова “Сборник задач по физике. 7-9 класс”. М.: Просвещение, 2006.
  • Учебник “Физика 7 класс”, Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук.

Организация деятельности учащихся: образуют группы по 4-5-6 человек (на данном уроке было три группы)

Ход урока

Этап Деятельность время
(мин.)
учитель учащиеся
Организационный момент Объявляет цель урока (составить единую картину из отдельных фрагментов), формы работы (в группах), знакомит с рабочими и оценочными листами. Подписывают рабочие и оценочные листы. 2
Актуализация Объясняет выполнение задания 1.

Систематизировать основные сведения об изученных величинах (буквенное обозначение, единицы измерения и способ определения), заполнив таблицу.

Выполняют задание 1 в рабочем листе. 2
  Проверка по доске, обсуждение результатов. 1
Поставьте себе оценку в соответствии с предложенными критериями. Самооценка по критериям. 1
Объясняет выполнение задания 2.

Вспомним, как переводить единицы измерения величин в основные единицы СИ. Выполните перевод, используя справочную таблицу.

Выполняют задание 2 в рабочем листе. 2
  Объявление результатов. 2
Что объединяет все получившиеся слова?
Какого ученого, с которым мы познакомились при изучении темы, но которого нет в этом списке?
Называют имена ученых, в честь которых названы единицы измерения величин. 2
Поставьте себе оценку в соответствии с предложенными критериями. Самооценка по критериям. 0,5
Объясняет выполнение задания 3.

Мало знать обозначение и формулу для физической величины, буквы ничего не скажут нам, если мы не понимаем смысла величин. Применяя знания о физическом смысле величин, ответьте на следующие вопросы.

Выполняют задание 3 в рабочем листе. 3
  Самопроверка по ключу. 1
Какие знания вам потребовались для выполнения 1 упражнения? (зависимость давления от площади соприкосновения поверхностей)

Какие знания вам потребовались для выполнения 2 упражнения? (зависимость работы силы от величины силы и перемещения тела; зависимость мощности от времени, за которое совершается работа)

Какие знания вам потребовались для выполнения 3 упражнения? (зависимость потенциальной энергии от массы тела и от высоты над поверхностью земли; зависимость массы тела от плотности вещества)

Участие в беседе. 3
Поставьте себе оценку в соответствии с предложенными критериями. Самооценка по критериям. 0,5
Комплексное применение знаний На прошлых уроках мы составили схему взаимосвязи физических величин. Какие части схемы используются в решении 3 задания? Анализируют схему, указывают блоки. 2
При выполнении домашнего задания вам тоже пришлось применить взаимосвязанные формулы. Какие части схемы использовались вами при решении задачи 714 (Л)? Участие в беседе, анализ схемы и решения задачи. 2
Мы с вами вспомнили, что физическую величину можно не только и не столько вычислить по специальной формуле, но, главное, ее можно измерить. В ходе изучения темы мы познакомились с некоторыми измерительными приборами, давайте их еще раз перечислим и вспомним, для чего их используют.

А теперь давайте немного поменяем привычную ситуацию и применим эти приборы для несколько иных целей.

Объясняет выполнение задания 4.

Участие в беседе.

Составляют алгоритм действий.

5
  Обнародование алгоритмов, обсуждение. 3
  Реализация алгоритма. 4
  Обнародование результатов. 2
Теперь мы можем сказать, что овладели теоретическими знаниями о физических величинах и можем применять их для решения учебных задач. Но теория будет лежать мертвым грузом, если ее не применять на практике. Давайте оживим нашу теорию, применив ее уже для решения практических задач. Они заданы у вас в задании 5 в виде качественных вопросов.

Объясняет выполнение задания 5.

У каждой группы свой практический вопрос, на который надо дать ответ и привести обоснование. Обсудите в группе и обнародуйте результаты своих обсуждений.

Обсуждение в группе.
Обсуждение в классе.
4
Подведение итогов В ходе изучения темы мы с вами познакомились со многими, до сих пор неизвестными для вас, величинами. На сегодняшнем уроке мы еще раз убедились, что все величины в физике, так же как и явления в природе, взаимосвязаны. Одна величина позволяет найти другую и так далее. Занимаясь наукой, мы всегда должны помнить о взаимосвязи всего и вся в природе, чтобы избежать того, о чем говорится в строках немецкого поэта и естествоиспытателя Иоганна Гете:

ВО ВСЕМ ПОДСЛУШАТЬ ЖИЗНЬ СТРЕМЯСЬ,
СПЕШАТ ЯВЛЕНЬЯ ОБЕЗДУШИТЬ,
ЗАБЫВ, ЧТО ЕСЛИ В НИХ НАРУШИТЬ
ОДУШЕВЛЯЮЩУЮ СВЯЗЬ,
ТО БОЛЬШЕ НЕЧЕГО И СЛУШАТЬ.

Выставление итоговой символической оценки в оценочный лист 1
Рефлексия Продолжите предложения:
Самым интересным на занятии для меня было…
Мне понравилось…
Самым скучным на занятии для меня было…
Я хотел(а) бы вам сказать…
Описывают свои ощущения от урока в оценочном листе. 2