Некоторые аспекты краеведческого образования младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа


В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте продолжается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности необходимо выполнение нескольких условий, первым из которых является умение обучающихся ставить цель: сначала учебную, затем жизненную и видеть перспективы её решения, а затем поиск информации необходимой для решения поставленной цели, ее анализ и синтез.

Краеведение это общественное явление, интегративный социокультурный феномен, объединяющий людей разных поколений и занятий стремлением познать и, главное, понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить егои в полной мере использовать для созидания будущего. Другими словами, это не только область научного познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории и современности своего края. При выборе видов краеведческой работы необходима опора на их познавательную ценность.

Цель краеведческой деятельности в начальной школе формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашем регионе, области, городе, в соответствии с развитием их творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. В учебном плане начальной школы краеведение как отдельный предмет отсутствует. Поэтому необходимо вводить краеведческий материал на уроках и во внеурочной деятельности. Общим предметом изучения краеведения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура родного края. В это время школьник знакомится с социальным окружением, осознает важность окружающего его мира.

Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире ("Я - мой город"), значения родного края в истории и культуре России ("Я - мой город, мой край, мое Отечество"). Все это способствует формированию гражданственности. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета "окружающий мир".

Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий.

Младший школьник воспринимает окружающий мир по временам года.

Поэтому на уроках и во внеурочное время можно использовать этот подход для формирования тематики заданий краеведческого характера. Эта тематика прослеживается на всех уроках и внеурочных мероприятиях.

Например:

  • Осень: "Астраханские краски осени".
  • Зима: "Птицы и животные города и дельты зимой".
  • Весна: "Весенние приметы Астрахани".
  • Лето: "Краеведческое лето".

Такие задания помогают развивать любознательность, творчество, умение школьников представлять результаты своей деятельности, прививать любовь к книге, знакомить с литературным наследием и прошлым Астраханского края, формировать положительное отношение к природным объектам.

Краеведческая деятельность должна присутствовать на всех уроках. Например, в краеведческой литературе нахожу материал для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчеты, информация о растительном мире, протяженности рек, площади водоемов Астраханского края.

Уроки внеклассного чтения построены на материале Астраханских писателей. При изучении образа природы в художественной литературе провожу сравнение произведений. Отработка умений на уроках русского языка также строится на краеведческих текстах. Наблюдение детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений, проникновение в их сущность - это необходимые шаги на пути формирования научного мировоззрения. Именно в детстве окружающий мир, природа питают сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями.

Природное краеведение, близкое знакомство учащихся с окружающим миром, изучение причинно-следственных связей в природе формирует у детей интересы и склонности к исследовательской работе. Отмеченное нами, в дальнейшем может сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации. Наконец краеведение, как природное, так и историческое, - это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Перечисленные критерии составляют основные направления изучения краеведческого материала.

Процесс обучения и воспитания будет неполным, если не касаться вопроса изучения краеведческого материала. Природное окружение школы составляет конкретный ландшафт, исследование которого более мелкими структурными частями под чутким руководством учителя, может вызвать искренний интерес учащихся к изучению краеведческого материала.

  • "Где ты живешь?"
  • "Какая природа тебя окружает?"
  • "Какую воду ты пьешь? Из какой реки?"
  • "Какие народы прежде населяли наш край?"

Ответы на эти вопросы мы находим вместе с учениками в процессе наблюдений, экскурсий, чтения литературы по краеведению.

В моей работе предлагается изучение природы Астраханского края в целом, отдельные ее компоненты флора, фауна, полезные ископаемые, экология, и их взаимосвязи изучаются в развитии, то есть с естественно-исторических позиций. Природа Астраханского края рассматривается как часть природы более крупной территории природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно сформировать представление у учащихся о местоположении Астраханской области на карте России, представление о реке Волге как неотъемлемой части природы в изучении краеведения.

Таким образом, даже при отсутствии в учебном плане предмета по краеведению можно и нужно уделять внимание краеведческому материалу.