Урок внеклассного чтения "Как важно вовремя успеть?!". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Тема занятия: "КАК ВАЖНО ВОВРЕМЯ УСПЕТЬ?!"

Тип урока: урок-практикум.

Цель работы: использование образовательной технологии "Кейс-стади" в процессе анализа текста рассказа Б.Екимова "Ночь исцеления".

Методическая цель: социальная компетентность обучающихся как необходимое условие формирования их нравственного и физического здоровья.

Образовательные задачи: Формирование ЗУН, необходимых для жизни в обществе: развитие умения давать развернутый ответ, привлекать собственный социальный опыт, умение работать в группе, сотрудничая со взрослыми и сверстниками, умение принимать решение в условиях выбора, в том числе и нестандартные, развивать . коммуникативную компетенцию, формулировать учебную задачу и решать её.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться проблемами других людей; формировать необходимость общения людей друг с другом; воспитывать потребность вести ЗОЖ..

Развивающие: развивать у учащихся творческие умения, познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие; развивать эмоции.

Форма работы: групповая.

Оборудование: Памятки для учащихся "Кодекс поведения", иллюстрации, раздаточный материал, кейс, оценочные листы, мультимедийная презентация по теме учебного занятия.

Методический инструментарий: технология "Кейс-стади", аналитическая беседа, работа с разными источниками информации, составление плана, кластера, схем, таблиц.

Содержание учебного занятия:

Эпиграф: Научиться любить, научиться делать добро: (В.Крупин.)

I. Подготовительный этап.

  1. Подготовка кейса.
  2. Преобразование пространства класса для групповой работы.
  3. Проведение консультаций по работе с кейсом, знакомство с правилами презентации и участия в дискуссии. [Приложение 1]
  4. Подготовка приложений к кейсу (иллюстрации, раздаточный материал).

П. Ознакомительный этап.

  1. Слово учителя. Актуализация знаний по теме: целеполагание, практическая направленность урока: формирование ЗУН, необходимых для жизни в обществе, развитие умения давать развернутый ответ, умение работать в группе, сотрудничая со взрослыми и сверстниками, умение принимать решение в условиях выбора, в том числе и нестандартные, адаптация в мире людей, осознание ответственности за своё здоровье и за здоровье и жизнь близких тебе людей.
  2. Прием-эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания В. Крупина?
  3. Просмотр иллюстраций к рассказу.
  4. Знакомство с кейсом, составление кластера или опорного конспекта.

КЕЙС.

Внук приехал из города, где он задыхался от темпа жизни, машин, шума. Вместе с деревенскими ребятами Гриша любил кататься на лыжах, коньках, ходить на рыбалку. А баба Дуня , разом оживев, резво суетилась в доме: варила, пироги затевала, доставала варенья и компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.

К обеду внук заявился, поел, как подмёл, и снова умчался в лог с коньками. Уж больно сладостно дышалось ему в деревне, появлялась лёгкость во всём теле , когда он вдыхал морозный деревенский воздух.

И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество - живым духом веяло в доме с приездом внука.

Сын и дочь свили гнездо в городе, наезжали редко-хорошо ,коли раз в год.

С некоторых пор случилась с бабой Дуней такая беда :стала она спать тревожно, кричать во сне:"Люди добрые! Помогите! Спасите!"

В эту ночь Гриша услышал, как бабаня кричала:"Карточки! Где карточки?.. В синем платочке:Люди добрые! Хлебца: Ребятишки:Люди, не дайте помереть!"

- Бабаня, проснись!

- Гриша, прости ради Христа:

Днем Гриша ходил на почту, рассказал всё по телефону маме, и она посоветовала в следующий раз крикнуть бредящей бабане "Молчать!"

По пути к дому Гриша думал о бабушке, и впервые она показалась ему такой слабой и беззащитной. В его душе что-то жгло и теплилось: Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил к дому , где его ждали друзья. Рядом лежала степь Чуть поодаль зеленели посадки сосны. Так хорошо было бежать там на лыжах. Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжнёй натренированное тело. И легко было мчаться, словно парить.

Манило к крутизне, а ветер высекал из глаз слезу, а тело чувствовало такую силу, что хотелось горы свернуть.

А ночью бабаня вновь закричала о потерянных карточках, и он вдруг понял, что нужно говорить:

- Вот ваши карточки! Возьмите, несите хлеб детям, поужинайте и ложитесь спать:

Бабаня затихла :Так Гриша говорил с ней несколько ночей подряд, и верил, что надо делать и молчать, делать и молчать.

И придёт исцеление. (По Б.Екимову)

Памятка для учащихся

1."КЕЙС-СТАДИ" - анализ конкретной жизненной ситуации

  • Кейс - ситуация, жизненный случай
  • Стади - изучение этого случая

2. Этапы работы с кейсом:

  • Чтение
  • Пересказ
  • Составление кластера
  • Вычленение проблем
  • Пути решения названных проблем
  • Пересказ (по цепочке).

III. Аналитический этап (работа в группах).

  1. Постановка учителем прямых или скрытых вопросов: не напоминает ли вам этот текст какую-либо знакомую жизненную ситуацию? У вас есть бабушки? Часто ли вы видитесь с ними? Как вы относитесь к этой ситуации? Является ли она злободневной?
  2. Проблемный анализ кейса в группах с использованием листа-подсказки [Приложение 2]
  3. Определение критериев идеального состояния (ситуация, при которой проблема считается решенной)
  4. Нахождение путей решения проблемы.

IV. Итоговый этап.

  1. Презентация микрогрупп своей программы действий, направленных на решение проблемы (учащиеся представляют и обосновывают решение группы по кейсу, озвучивая выявленные проблемы, определенные ими критерии и пути решения.) Презентации оформляются на листах формата А3 и сопровождаются рисунками и условными обозначениями.
  2. Заключительное слово учителя:
    Надеюсь, что сегодняшний урок заставил вас задуматься над многими вещами. Автор текста помог каждому из нас хоть немного исцелиться от черствости, равнодушия и злобы. Жизнь сама выставит нам отметки за наши поступки.
  3. Заполнение оценочных листов. [Приложение 3]
  4. Итоговый круг "Интересное - полезное" Приём неоконченного предложения:
  • Выбор есть:
  • Я чувствую свою ответственность за:
  • Данный текст заставил меня задуматься:
  • Моя жизнь и здоровье зависят:

V. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра "Почему так важно вовремя успеть сделать доброе дело?"

VI. Чтение учителем стихотворения А.Дементьева "Как важно вовремя успеть:" и показ слайдов с иллюстрациями к рассказу.