Решение задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели.

  • Воспитание аккуратности, самостоятельности.
  • Развитие логического мышления, речи, внимания, наблюдательности.
  • Формирование умения решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

Оборудование. Геометрические фигуры, математический набор, сигнальные карточки, демонстрационная картинка с изображением белки, опора.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Урок математики начнём с устного счёта. Для начала вспомним состав чисел. Я показываю карточки, а вы ответ.

2. А сейчас мы с вами поиграем в игру "Составь задачу", а в это время два ученика поработают у доски и найдут значения числовых выражений, направят стрелочки к нужным ответам.

5+2 1 1+3 8
4-3 6 4+2 7
6+2 7 6+2 4
9-3 9 8-3 6
6+3 8 9-2 5

Дети объясняют решение, читают пример по- разному, используя слова "прибавить", "увеличить", "сумма", "слагаемое", "вычитать", "разность", "уменьшаемое", "вычитаемое". Проверяем сигнальными карточками. Дети оценивают работу своих товарищей.

3. Составление задачи.

Чтобы составить задачу, мы должны знать условие задачи и вопрос. Составляем условие (На одной тарелке было 3 яблока, на другой столько же). Составляем вопрос (Сколько всего яблок на двух тарелках?).

Теперь можем сказать, что это задача?

А решение? (Находим сложением).

Почему? (Ответы детей).

Решение задачи напишите у себя с помощью цифровых карточек.

Ещё раз проговаривают ответ, учитель оценивает словесно, кто был активен на этом этапе урока.

4. Игра "Угости белку грибами".

Ребята, отгадайте загадку.

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты, через пенёк
Промелькнул, как огонёк?

У нас в гостях белочка. Раз она пришла к нам в гости, мы должны её угостить грибами. Посмотрите, грибы не простые, а с выражениями. Мы сначала должны решить, читая выражения по-разному, используя математические термины, а потом положить в корзинку. Проверяем хлопками (дети выходят к доске, берут грибочки с выражениями, решают и складывают белочке в корзинку).

5. Работа над геометрическим материалом. Работа в парах. Задание на смекалку.

Ребята, посмотрите, какие фигуры лежат на партах. Как назовём эти фигуры? (многоугольники, замкнутые ломаные, четырёхугольники, треугольники). Составьте фигуры 1 и 4. Из каких фигур состоит фигура под № 1 и № 4. 1 ученик работает у доски, а остальные в парах.

Ученик комментирует. "Я составил фигуру №1 из двух треугольников 3 и 5, а фигура №4 состоит из 6,2 и 7". Дети проверяют наложением фигур. Словесное оценивание.

II. Физкультминутка.

III. Изучение нового материала. Решение задач. Работа по учебнику (с.102).

1. Работа над задачей №1.

Ребята, как вы думаете, это задача? (Да).

Как догадались? (Есть условие и вопрос).

Какое условие этой задачи? (Дети читают).

А вопрос? (Читают).

А решение? (Пока нет, но мы должны её решить).

Посмотрите, на доске 2 схемы.

Какая из них соответствует нашей задаче? (вторая).

Почему? (есть слово меньше).

Теперь нужно поставить данные в кармашки на вторую схему. (Один ученик у доски проговаривает задачу по схеме).

Каким действием решим эту задачу? (Вычитанием).

Почему? (Если в задаче сказано на меньше, то находим вычитанием). Дети решают с помощью матем. карточек. Оценивание.

2. Работа над задачей № 2.

После чтения текста задачи учащиеся под руководством учителя выбирают схему, по которой должны решить задачу. Ответы комментируются.

IV. Повторение пройденного материала.

1. Повторение состава числа в пределах 10. (с.102 №4).

Дети с помощью карточек показывают недостающие числа.

Расскажите, какими ещё способами можно разбить на два слагаемых число 7, число 8.

2. №7. Формирование умения выполнять вычисления в пределах 10.

7-2 7+3 2+2+2 1+2+2
6+3 9-3 5-2-2 9-2-2

Внимательно посмотрите, что можно сказать об этих числовых выражениях?

Не находя значения этих выражений, можно ли сказать, в каком столбике ответ будет больше, а в каком меньше?

Почему?

Дети комментируют ответ. По усмотрению учителя, можно предложить выполнить вычисления.

Детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить дополнительное упражнение: "Составь и запиши равенства, используя числа 2,5,6,3".

V. Итог урока.

  • Что нового узнали?
  • Что запомнили из этого урока?
  • Что понравилось?
  • Чей ответ был лучшим?

Словесное оценивание учителя.