Программа социально-педагогической работы "Социальное партнерство"

Разделы: Социальная педагогика


В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.

Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода из детства в подростковый возраст.

Выполняя требования Закона "Об образовании РФ", "Конвенции о защите прав ребенка", Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности, о правонарушениях несовершеннолетних", в Российской Федерации выработаны основные направления государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечивающие полноценное развитие подрастающего поколения.

В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Социальное партнерство”, разработанная в МОУ Цнинской СОШ № 1.

Программа представляет собой комплексную систему работы социального педагога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программы положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.

Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для внеклассных занятий или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель программы:

  • Создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации подростка, снижение числа социально-негативных явлений в современном изменяющемся мире.
  • Формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности; создание условий для социальной адаптации подростков через организацию социально-педагогической поддержки.
  • Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание образование; создать условия для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Задачи:

  • Формирование социальной активности детей и подростков, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, потребности в самопознании и саморазвитии и навыков здорового образа жизни.
  • Развитие социального интеллекта, познавательного интереса в области валеологии, ОБЖ, психологии, права, социологии, медицины, приобретение коммуникативных умений.
  • Развитие личностных качеств – самостоятельности, креативности, ответственности, эмпатии, гуманности, толерантности, альтруизма, волевых качеств, организаторских и творческих способностей.
  • Содействие созданию обстановке психологического комфорта и безопасности учащихся в семье, в окружающей социальной среде, профилактика асоциального поведения и правонарушений;
  • Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.

Основные направления деятельности:

– Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
– Социально-педагогическая защита прав ребёнка.
– Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
– Социально-педагогическое консультирование.
– Социально-педагогическая профилактика.
– Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков.

Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно-обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в
  • социально-педагогической деятельности);
  • организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
  • профилактическая.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т.п.

Этапы работы:

  1. Работа с учащимися.
  2. Работа с семьей.
  3. Работа с педагогическим коллективом.
  4. Работа с внешней средой школы.

1. Работа с учащимися: Группы риска.

Самое важное направление работы социального педагога – это работа с учащимися.

Работа социального педагога с детьми начинается с

  • выявления детей и семей, относящихся к группе риска, это осуществляется через классных руководителей, психологов по средствам тренингов и психологических тестов.
  • На основе полученных сведений ведется база данных на учащихся группы риска, а также заводиться личное дело учащегося. Личное дело включает в себя: психолого -социально -педагогическую характеристику, акт обследования жилищных условий учащегося, данные об успеваемости и посещаемости учащегося, индивидуальный план работы с учащимся.
  • Методика работы социального педагога с детьми направлена на вовлечение детей группы риска в общественную работу, в культурно-массовые мероприятия, а так же контроль успеваемости, контроль посещаемости, лекции по профилактике безнадзорности, индивидуальные беседы, дискуссии, тематические декады по профилактики социально-негативных явлений. Однако социальный педагог может работать только в сотворчестве с психологами, классными руководителями, и т.д.
  • В конце года выявить динамику работы с детьми группы риска.
  • Сформулировать выводы корректировать план работы социального педагога.
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
  Выявить уч-ся, находящихся в социально опасном положении. Сентябрь Соц. педагог
Кл. руководит.
  Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, изучение их особенностей, оказание им помощи в обучении и воспитании детей Сентябрь Соц. педагог
Кл. руководит.
  Выявление детей-сирот, детей опекаемых, детей с ограниченными возможностями. Сентябрь Соц. педагог
Кл. руководит.
  Выявление малообеспеченных семей. Сентябрь Соц. педагог
Кл. руководит.
  Вести учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически прогуливающих по неуважительным причинам занятия в школе. В течение года Соц. педагог
Кл. руководит.
  Классные часы, родительские собрания на тему: Здоровый образ жизни. Вредные привычки. В течение года Соц. педагог
Кл. руководит.
  Вовлекать “трудных” уч-ся в работу спортивных секций и кружков.

Сентябрь

Соц. педагог
Кл. руководит.
  Осуществлять меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних. В течение года Соц. педагог
Кл. руководит.
  Поддерживать связь с ОДН для индивидуальных бесед с уч-ся, состоящими на внутришкольном учете. В течение года Соц. педагог
  Вести постоянный контроль за уч-ся, состоящими на учете в ОДН. В течение года Соц. педагог
  Проводить рейды по выявлению нарушителей школьного режима. В течение года Соц. педагог
  Проводить заседание “Совета по профилактике безнадзорность и беспризорности” В течение года Администрация, Соц. педагог

2. Работа с семьей.

Причинами, вызывающими нарушения у подростков, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "систем проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением"

Основой профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является работа с семьей, поскольку именно семья есть точка отчета в воспитании ребенка.

  • Основные методы работы с родителями – это индивидуальные беседы, родительские собрания, лектории для родителей, дни открытых дверей, контроль и патронаж семьей, находящихся в социально опасном положении.
Мероприятие Сроки Ответственные
1 Работа с социально неблагополучными родителями . Посещение на дому. В течение года Соц. педагог
2 Выявление неполных семей Сентябрь Соц. педагог
Кл. руководит.
3 Выявление семей с низким материальным достатком Сентябрь Соц. педагог
Кл. руководит.
4 Диагностика. Определение характера взаимоотношений в семье, выявление скрытых конфликтов. В течение года Соц. Педагог
психолог
5 Проводить беседы с родителями на общешкольных, классных собраниях. Родительские лектории. Профилактика вредных привычек. В течение года Соц. Педагог.
Психолог.
6 Социально-педагогическое консультирование семей. В течение года Соц. педагог
7 Обеспечение социальных льгот и социальных гарантий. В течение года Соц. педагог
8 Организация полезного досуга. В течение года Соц. педагог
Кл. руководит.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Работа с учителями так же является необходимой для предотвращения беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.

  • Социальный педагог проводит семинары, участвует в плановых оперативных совещаниях, педсоветах, где привлекает к профилактической работе классных руководителей и учителей предметников. В каждом классном журнале находится план-сетка мероприятий проводимых в классе и школе в течение года, в котором классный руководитель отмечает участие детей в массовых мероприятиях, что помогает контролировать детей группы риска. Социальный педагог раз в 2недели(при необходимости чаще) встречается с классными руководителями для обсуждения возникших проблем.
Мероприятия Сроки Ответственные
1 Информировать пед. коллектив о положении дел в работе с детьми из группы риска, находящимися под опекой, с детьми из неблагополучных семей на пед. совещаниях, на семинарах кл. руководителей. 1 раз в четверть Соц. педагог
2 Поддерживать связь и оказывать помощь классным руководителям в работе с детьми и семьями из группы риска. В течение года Соц. Педагог
психолог
3 Посещать на дому “неблагополучные семьи”, детей, состоящих на ВШУ. В течение года Соц. педагог
Кл. руков.
4 Оказывать консультативную помощь при работе с проблемными детьми и семьями. В течение года Соц. Педагог
психолог

4. Работа с внешней средой школы.

Социальный педагог работает с семьей и внешней средой школы:

с сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних, участвует в заседаниях и мероприятиях

  • Комиссии по делам несовершеннолетних,
  • центрами социальной защиты населения,
  • центрами медико–психолого-социального сопровождения,
  • поликлиниками, диспансерами,
  • Муниципалитетом, центрами занятости, и т.д.

Все эти организации занимаются профилактикой и предотвращением беспризорности и безнадзорности. Проводят профилактические лекции; отделение по делам несовершеннолетних планирует совместную работу со школой по данной тематике, в которую входят: посещение инспектором по делам несовершеннолетних родительских собраний, классных часов; психологические центры помогают социальным педагогам в сложных ситуациях с детьми, Муниципалитет контролирует семьи находящиеся на патронажном контроле, и пр.

Мероприятия Сроки Взаимодействующие стороны
  Совместно с инспектором ОДН выявлять детей, не посещающих учебное заведение. В течение года Соц. педагог
милиция
  Совместно с участковым инспектором посещать на дому “трудных детей” и неблагополучные семьи. В течение года Соц. педагог
Милиция, отдел опеки и попечительства
  Выявление детей-сирот или оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. сентябрь Соц. педагог
Милиция, отдел опеки и попечительства
  Посещение детей из опекаемых семей 2 раза в год Соц. педагог,
Учреждения соц. Защиты населения, отдел опеки и попечительства
  Организация летнего отдыха, распространение санаторно-оздоровительных путевок В течение года Соц. педагог,
Учреждения соц. Защиты населения, органы здравоохранения
  Организация культурно-развлекательного досуга В течение года Учреждения доп.образования
Обеспечение социальной поддержки и социальной защиты детей и социального сопровождения родителей В течение года Соц. педагог, Учреждения соц. Защиты населения, органы здравоохранения
Заседания комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации Цнинского сельсовета В течение года Соц. педагог,
специалисты администрации, инспектором ОДН
Организация полезного досуга. В течение года Соц. педагог
Кл. руководит.
Спортивная школа, Музыкальная школа.
  Встречи с различными специалистами.
Организация мероприятий направленных на популяризацию здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
В течение года Милиция, врачи, психологи, специалисты администрации.

Ожидаемые результаты:

  • Высокий уровень самореализации и социальной адаптации подростка.
  • Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).
  • Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  • Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  • Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников.
  • Создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.

Литература:

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2003 – № 9 – с. 61–72
  2. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.
  3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология – Академия, 2008.
  5. Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
  6. Воронова Е.А. Воспитать патриота – Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
  7. Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога – ГИЦ Владос, 2007.
  8. Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы – Москва: ВАКО, 2008.
  9. Кулинич Г.Г. Классные часы – Москва: ВАКО, 2007.
  10. Овчарова В.В.Справочник социального педагога – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
  11. Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения – Аркти, 2006.
  12. Семенов С.Г. Методика работы социального педагога – Москва: Школьная пресса, 2006.
  13. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога – Академия, 2007.