Образование слов при помощи суффиксов

Разделы: Логопедия


Логопедическое занятие по теме: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

Задачи:

  • познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;
  • отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
  • активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • развивать связную устную речь;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
  • воспитывать уверенность в своих силах;

Оборудование: электронная презентация (Приложение 1), карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 1. Организационный момент

2. Активизация знаний по пройденному материалу

Найди силуэт зонта. (Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов)

– Посмотрите на доску. Что вы видите?
– Что такое силуэт?
– Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?
(Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах –  слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»).
– Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс.

Повторение и закрепление пройденного материала

– Почему остальные слова не являются родственными этому слову?
– А какие же слова называются родственными?
– Что такое корень слова?
– Может ли быть слово без корня?
– О какой части слова мы говорили с вами еще?  Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

3. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

Игра «Отгадай слово». (Слайд 3)

– Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове «грибок».

Лесной + грибок = лесок.
Домашний + котик = домик.
Зубастый + дворик = зубик.
Дубовый + уголок = дубок.

– Какие слова у нас получились?
– Какое у них значение?
– Какая часть слова придает им уменьшительное значение?
– Назовите эти суффиксы.
– Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?

Игра «Найди место». (Слайд 4)

– Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?
– Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите,  какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс.

Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.

– Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.
– Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 5)

ваза вазочка             белый — беленький
лапа — лап...а               чёрный — чёрн...ий
дыра — дыр…а             синий — син...ий
рама — рам...а              серый — сер...ий
яма — ям...а                  жёлтый — жёлт...ий

Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. (Слайд 6)Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.

5. Физминутка

Теперь немного отдохнем.
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий

– Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.
– Кто носит специальную форму и летает на самолете?
– Кто дрессирует дверей?
– Кто что-то налаживает?
– Кто чинит водопровод?
– Кто стреляет из пулемета?
– Кто косит газоны?
– Что общего между всеми отгаданными словами?
– Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.

Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.

– Посмотрите на мельницы. (Слайд 7)
– Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

Мельница -ор-:

1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).
2. Он в школе самый главный… (директор)
3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)
4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

Мельница -тель-:

1. Он работает в школе… (учитель)
2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)
3. Он спасает людей… (спасатель)
4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

7. Подведение итогов урока

– С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
– Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.

(Оценка логопедом работы каждого ученика).

Список литературы:

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.