Проект "Игротека "Светофорик"

Разделы: Работа с дошкольниками


В проекте «Игротека «Светофорик» представлена система работы:

  • по созданию условий для формирования безопасного поведения на улицах города;
  • по повышению методической компетентности воспитателей в вопросе организации работы по правилам дорожного движения в детском саду;
  • по освоению детьми дошкольного возраста правил личной безопасности в различных видах деятельности;
  • по включению родителей в образовательный процесс;
  • по использованию условий социума (ГИБДД, МУ «Кинокомплекс «Родина», МОУ «СОШ №6») для эффективного воспитания и обучения дошкольников.

Актуальность проекта

Окружающая ребёнка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Ежегодно увеличивается количество автомобилей на дорогах, растет число дорожно-транспортных происшествий. Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным, и поэтому необходимо в дошкольном возрасте формировать навыки поведения на проезжей части дороги и тротуаре.

В программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» выделен раздел «Правила личной безопасности». Программой определены правила, которые необходимо знать детям старшего дошкольного возраста. Для усвоения этих правил воспитанниками педагогам предлагается использовать прием разбора ситуаций, как в детском саду, так и дома. Основные задачи, стоящие перед воспитателями, направлены на знакомство детей с правилами безопасности, формирование умения применять эти правила в различных жизненных ситуациях, предусматривать последствия своих действий.

Так как суровые климатические условия нашего северного региона не позволяют полноценно проводить пешие прогулки и экскурсии по городу Норильску, мы создаем необходимые условия в помещении детского сада. Планировка здания предусматривает наличие большой прогулочной веранды, обеспечивающей необходимую двигательную активность детей в течение дня и позволяющей реализовать комплексный подход к деятельности по формированию у воспитанников безопасного поведения на улицах города.

Учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, игротека «Светофорик» позволит педагогам и родителям более эффективно реализовать задачи программы «Радуга».

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Цель: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  1. Изучить опыт педагогов-новаторов по теме на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  2. Проанализировать имеющуюся материально-техническую базу МБДОУ.
  3. Оборудовать игровой центр по правилам дорожного движения на прогулочной веранде в здании детского сада.
  4. Организовать мероприятия по повышению методической компетентности воспитателей в вопросе организации работы по правилам дорожного движения в детском саду.
  5. Подобрать диагностические методики для выявления уровня усвоения детьми правил дорожного движения.
  6. Вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс.
  7. Создавать условия для осознанного применения детьми правил личной безопасности на улицах города.
  8. Развивать познавательные творческие способности детей.
  9. Формировать социальную компетентность и коммуникативные навыки у детей.
  10. Обобщить опыт работы педагогического коллектива и представить на мероприятиях педагогической направленности (фестиваль, конкурс, педагогические чтения и т.д.).

Механизм реализации проекта

Этапы Содержание работы
I. Подготовительный · “Банк идей” (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)
· Подбор диагностических методик для выявления уровня усвоения детьми правил дорожного движения
· Анкетирование родителей по проблеме, изучение возможностей участия в проекте· Тестирование педагогов
· Диагностика знаний у детей правил дорожной «Азбуки»
II. Практический · Создание всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители) игрового центра «Светофорик» на прогулочной веранде МБДОУ
· Разработка и оформление правил поведения в игротеке «Светофорик»
· Смотр-конкурс уголков по ПДД в группах
· Организационно-методические и организационно-педагогические мероприятия с участием сотрудников ГИБДД г. Норильска
· Разработка и систематизация методических материалов по проблеме
· Создание информационного стенда для родителей «Красный, желтый, зеленый»
· Создание рубрики «Вести из «Светофорика» в общесадовской газете «Сказочный вестник»
III. Заключительный · Анализ результатов реализации проекта
· Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ
· Представление опыта работы в педагогических изданиях, на мероприятиях педагогической направленности (городские педагогические чтения, городское методическое объединение)

Проектные мероприятия (2009-2010 учебный год) 

Содержание Сроки Ответственные
1. Познавательное направление деятельности
Экскурсии, целевые прогулки по городу Норильску Сентябрь Педагоги, родители
Встреча с интересными людьми (сотрудники ГИБДД, водители-военные, родители) Октябрь Педагоги
Серия занятий «Я – пешеход», «Дорожные знаки», «Безопасность на улице», «Два светофора» и др. Октябрь-Май Педагоги
Дидактические игры и упражнения по ПДД    
Оформление макетов улиц города   Родители
Изготовление схем-маршрутов «Дом – детский сад – дом»   Родители
Проведение тематических недель: «В стране дорожных знаков»   Педагоги
Сооружение моделей современного наземного транспорта   Педагоги
Создание фотоальбома «Моя улица», «Мой двор»   Родители
Познавательные вечера «Сейчас узнаем»    
В рамках ежедневного чтения детям:
- М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице».
- С. Михалков « Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица».
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Машина, которую рисовать научили», «Учёный дружок» и др.
   
Просмотр диафильмов, мультфильмов, кинорассказы МУ «Кинокомплекс «Родина»: «Пешеходы и машины», «Загадки светофора» Февраль Педагоги
Составление загадок по методике Нестеренко А.А. «Страна загадок».    
Викторина «Правила дорожные всем нам положено» – совместно с выпускниками, учащимися МБОУ «СОШ № 6»    
2. Информационно-просветительское направление деятельности
Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок на улице» Октябрь Педагоги
Организация работы обучающего семинара для педагогов    
“Родительский всеобуч” (просвещение родителей по вопросам ПДД – собрания, консультации и т.д.) Октябрь-май  
Индивидуальные памятки для родителей по соблюдению правил дорожного движения во время полярной ночи. Ноябрь Председатель Родительского совета
Тестирование водителей-родителей    
Родительское собрание: «Безопасность детей на дорогах» Февраль Заведующий
Изготовление листовок «Светофорчик» Март Председатель Родительского совета
Диагностика уровня знаний, умений, навыков детей по правилам безопасности движения (сравнительный анализ с результатами 2009 г.) Март Педагоги
3. Физкультурно-оздоровительное направление деятельности
Катание на велосипедах и самокатах Октябрь-май Педагоги
Подвижные игры:
- «Кто быстрее соберёт светофор»,
- «Разложи знаки по форме»,
- «Весёлое путешествие»,
- «Колёса»,
- «Машины разные нужны, машины всякие важны» и др.
   
Сюжетно-ролевая игра «Улица»    
Спортивный досуг «В гостях у светофора» (совместно с воспитанниками МБДОУ № 78)    
4. Художественно-творческое направление деятельности
Изготовление из модулей макетов зданий: детский сад, бассейн, АЗС, кафе, кинотеатр, гостиница, поликлиника, магазин игрушек, школа, музей Сентябрь Педагоги
Изготовление атрибутов для бензозаправочной станции (колонка, циферблат, шланг) и др. атрибутов для творческих игр детей    
Оформление разметки дороги    
Оформление игровых уголков в группах «Наш город» Октябрь  
Конкурс рисунков «В стране дорожных знаков» Ноябрь Председатель Родительского совета
Выставка «Транспорт» из бросового материала Февраль  
Оформление альбома «Наша улица» (детские загадки, рисунки, стихи и т.д.) Март  
Создание книжек-малышек по теме    
  1. Список литературы:
  2. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
  5. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  6. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
  7. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
  8. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
  9. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  10. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  11. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
  12. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
  13. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  14. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.