Клетка – структурная единица всего живого

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: формирование целостного представления о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого.

Задачи.

Образовательная.

  • Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран.
  • Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории.
  • Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле.
  • Показать взаимосвязь (интеграцию) цитологических знаний с развитием живописи, музыки, в историческом плане.

Развивающаяся.

Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, артистические качества.

Тип урока: Урок контрольно-обобщающий.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, экран.

Ход урока

І. Организационный момент. (Постановка цели и задач урока, сообщение о плане урока).

Учитель: На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, её органоидов, об истории её открытия и создании клеточной теории.

На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”, вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки растительного и животного, прокариот и эукариот.

№ слайда Вопросы учителя Ответ учеников
1 Тема урока: “Клетка – структурная единица”.  
2

План урока

1. Развитие науки цитологии.

2. Клеточная теория.

3. Строение прокариотической клетки.

4. Строение эукариотических клеток:

а) растительной клетки.

б) животной клетки.

5. Сравнение строения растительной, животной и клеток грибов.

6. Тестовая работа.

 
3 XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. В этом же веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. --- Кого вы сможете назвать?

- Какие события произошли в биологии, совершившие переворот в воззрениях на строение живых существ?

Как это было?

1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление, а что именно…

Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени “микроскоп”, помог мне увидеть нечто весьма интересующие весь свет. Мы, микроскописты нашего времени стоим на пороге великих дел и великих открытий.

“Я много работал, много парировал и везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клети, которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!”.

4 Антони ван Левенгук (1632-1723 г.)

Какое он сделал открытие?

1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.

Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения.

5 Карл Максимович Бэр (1792–1876 г.)

Какое он сделал открытие?

1827 год. Открыл яйцеклетку млекопитающих. Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития живых организмов.
6 Роберт Броун (1773–1858 г.)

Какое он сделал открытия?

1858 год. Впервые описал ядро в растительной клетке.
7 О, этот XVII век – век причудливых превращений и великих открытий чудной музыки Вивальди. Музыка эта не подвластна времени, как и эти прекрасные пейзажи голландских художников, развешенные на доске. Неподвластны эти творения времени, потому, что в нотах этой музыки, в красках этой живописи звучит истинная философия жизни, в основе которой лежит клетка, открытая в этом же XVII веке.

Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец Мальпиги, англичанин Грючех Пуркинье, немцы Шлейден и Шванн внесли свой вклад в историю изучения клетки.

Не стоит на месте и наука XIX века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия.

- Кто же сделает это?

Вот они выдающиеся деятели цитологии XIX века Шлейден и Шванн. На дворе уже 1839 год, знаменитый год в моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни (читает) “Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений”. Многим помогал мне, известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось.
8 Рудольф Вирхов (1821–1902 г.)

Какое он сделал открытие?

1855 год. Обосновал принцип преемственности клеток (“каждая клетка из клетки”).
9 Положения клеточной теории:   (1838-1839 г.)

Закончите предложенные вам фразы.

1) Клетка является …

структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов.

2) Клетки разных организмов сходны по … строению, химическому составу, обмену веществ, основным проявлением жизнедеятельности.

3) В многоклеточном организме клетки образуют … ткани, из тканей состоят органы.

4) Клетки образуются только … при делении предшествующих клеток.

5) Клеточное строение организма - свидетельство того, что … растения и животные имеют единое происхождение.

10 Цитология - наука о строении, развитии и жизнедеятельности клеток.

Какие бывают организмы по строению?

Организмы (по строению): а) неклеточного (вирусы)

б) клеточного строения (бактерии, грибы, растения, животные).

11 Как можно разделить организмы по наличию ядра в клетке? а) прокариоты (археи и бактерии);

б) эукариоты (грибы, растения, животные).

12 - 13 Задание: назовите формы клеток и выполняемую функцию. - круглыми (клетки крови);

плоскими;

- кубическими или цилиндрическими (клетки - разных эпителиев);

- веретенообразными;

- отростчатыми (нервные клетки) и другие.

14 Различные формы прокариотических клеток. Кокки, вибрионы и спириллы, палочковидные.
15 Строение бактериальной клетки. Жгутик, Нуклеоид, Пилп, Плазмиды, рибосомы, Цитоплазма, Плазмолемма, Клеточная стенка, капсула
16 Перед вами изображен метод, изучения клеток – назовите его.

Назовите другие методы цитологии.

Метод микроскопирования.
17 Метод центрифугирования.
18 Метод культуры клеток и тканей.
19 Задание: строение клетки. Части клетки: 1- плазматическая мембрана; 2- ядро; 3- цитоплазма

Органоиды: ядро, ЭПС, лизосомы, митохондрии, пластиды, вакуоль, рибосомы, клеточный центр.

20 Задание: Распределить на органоиды и части клетки представленные структуры. Двумембранные органоиды: ядро, ЭПС, лизосомы, митохондрии, пластиды, вакуоль.

Одномембранны органоиды: рибосомы, жгутики, клеточный центр, реснички.

21 Задание: Назовите органоиды и части клетки и выполняемые ими функции. 1 - Комплекс Гольджи (запасающая)

2 - Митохондрии (запас энергии)

3 - Ядро (деление)

4 - рибосома (синтез белка)

5 - Эндоплазматическая сеть

22 Задание: Назовите органоиды и части клетки и выполняемые ими функции. 1 - жгутики (движение)

2 - хлоропласт (фотосинтез)

3 - реснички (движение)

4- центриоли (Клеточный центр) (деление клетки)

23 Строение растительной клетки. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, митохондрии, ЭПС, вакуоль, клеточная стенка, аппарат Гольджи, ядро, ядрышко, хлоропласт, лизосомы.
24 Строение животной клетки. Цитоплазматическая мембрана, лизосомы, ядро, ядрышко, ЭПС, митохондрии, цитоплазма, центриоль, аппарат Гольджи.
25 Заполните таблицу. Приложение 1.
  Выполнение тестовых заданий. Приложение 2.
26 Домашнее задание. 1) Повторить § 21-22, § 25-29.

2) Приготовить презентации на темы:

а) Клеточная теория.

б) Вирусы – неклеточные формы жизни.

в) Бактериальные клетки – вред их или польза?