Великие географические открытия

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока:

  1. Расширить знания учащихся по эпохе Великих географических открытий и историческим личностям, связанным с этой эпохой.
  2. Закрепить полученные знания на уроках.

Задачи образовательные:

  1. Сформировать у учащихся представление об эпохе Великих географических открытий.
  2. Закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий.
  3. Развивать у учащихся умения работать с картой и фотодокументами.

Задачи воспитательные:

  1. Развивать у учащихся научное мировоззрение об эпохе Великих географических открытий и мореплавателях.
  2. Воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов.
  3. Формировать умения работать в коллективе.

План урока

  1. Причины Великих географических открытий.
  2. Изобретения начала нового времени.
  3. Представления об устройстве мира в XIV веке.
  4. Исторические персонажи, связанные с путешествиями.
  5. Колониальные владения европейцев.
  6. Последствия Великих географических открытий.

Основные понятия: Великие географические открытия, конкистадоры, колония. Бартоломеу Диаш, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама. 1488г., 1492г., 1497г., 1519г.

Оборудование: Презентация “Великие географические открытия”

Проблемный вопрос: случайно ли Эпоха великих географических открытий наступила в XV веке.

Ход урока

I. Оргмомент.

II.

Сегодня на уроке мы повторим тему “Великие географические открытия”. И попытаемся в конце урока ответить на вопрос: Случайно ли в XV веке начинается эпоха Великих географических открытий?

На доске делается запись: середина XV– середина XVII века – период Великих географических открытий. (кадр № 2)

1. Давайте вспомним, почему в XV веке начинает проявляться интерес к морским путешествиям? (кадр № 3)

а / перенаселенность Западной Европы;
б / рост городов;
в / развитие торговли (особенно с Востоком);
г / желание покупать предметы роскоши и пряности;
д / нехватка денег в Европе;
е / захват Османской империей Средиземного моря, утрата морского пути в Индию.

2. Давайте вспомним, что позволило в XV веке совершать длительные морские путешествия?

а/ использование компаса, астролябия для определения долготы и широты в море, новые конструкции парусов – квадратные и косые давали возможность маневра при встречном ветре (кадр № 4)

б / новые типы судов – каравеллы -30 м длина, 8м ширина, где размещалось несколько десятков человек и большие запасы воды и пищи галион – судно, более крупное по размеру (кадр № 5)

в / карты с более точным очертанием Европы, Азии, Северной Африки, где нанесена широта и долгота. Паоло Тосканелли создал карту – путь по морям из Лиссабона в Индию (кадр № 6)

3. Изучаем карты XV-XVI века.

Какие особенности они имеют? Чем отличаются от современных карт?

4. Давайте вспомним исторические личности, которые были связаны с эпохой Великих географических открытий, направления их путешествий.

Смотрим слайды “Презентации” (кадр № 7–16)

5. На доске висят портреты путешественников. Ученики должны найти подписи и поставить годы, когда были предприняты ими путешествия.

Портреты: Васко да Гамма – 1497г.
Христофор Колумб -1492 г.
Фернандо Магеллан – 1519 г.
Бартоломео Диаш 1488 г.

6. А сейчас мы послушаем небольшой отрывок о колонизации “ новых земель”.

Ответь на вопросы: 1. Что такое Колония? 2. Как назывался период завоевания этих земель? (Кон киста) (кадр № 17 – 18)

В тетрадь или в контурной карте отметьте ** владений португальцев, *** – владения испанцев

Выпишите в тетрадь особенности колонизации этих территорий. Что нового вы узнали из рассказа?

7. Итак, мы подошли к итогам Великих географических открытий. Назовите положительные последствия географических открытий.

а/ разрушение старых представлений о мире;
б/ получены новые данные о Земле – она имеет форму шара;
в/ новые представления о землях, континентах, жителях этих территорий;
г/ получили развитие науки – география, астрономия, история;
е/ складывается единый мировой рынок;
ж/ главные морские пути сместились из морей в океаны;
з/ появились новые порты – Лиссабон, Лондон, Амстердам;
и/ новые продукты питания в Европе (кадр № 19).

Назовите отрицательные итоги.

а/ создание новых колоний;
б/ гибель древней культуры Нового Света;
в/ революция цен;
г/ большие жертвы, гибель путешественников, мирного населения (кадр № 20).

8. Какой же мы можем дать теперь ответ на главный вопрос урока?

Случайно ли в XV веке начались дальние морские путешествия и сделаны географические открытия?

9. Тест

10. Д/3. Написать эссе от лица моряка – участника одного из путешествий.

11. Подведение итогов урока.