Программа кружка "Соломоплетение"

Разделы: Технология, Начальная школа


Программа кружка рассчитана на детей 1-5 класс. Реализация программы рассчитана 1 учебный год. Программа занятий выбирается преподавателем в соответствии с материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся. На изучение этого курса предусмотрено 32 часа, продолжительность одного занятия составляет 2 часа. Объем кружковых занятий состоит из теоретических и практических занятий.

Новизна состоит в разработке и создании учебной программы по соломоплетению для младших школьников, позволяющая эффективно развить их познавательные способности и интересы. Курс по соломоплетению позволяет учащимся реализовать свои познавательные потребности в области прикладного творчества.

Цель: Сформировать у учащихся умения и навыки по технологии художественная обработка соломки, сформировать индивидуальные творческие способности личности в художественном и технологическом смысле.

Задачи:

  • Сформировать представление о понятиях: каркас, кукла, соломка, плетешки.
  • Сформировать представление об операциях: размягчение, скручивание, сгибание, связывание, резание, плетение, отделка.
  • Сформировать представление об инструментах и приспособлениях (ножницы и нож с коротким под углом лезвием, нитки хлопчатобумажные, деревянная скалка).
  • Сформировать представление об их назначение.
  • Сформировать представление о последовательных действиях при выполнении каркаса куклы, при плетении и отделки ее.
  • Самостоятельно выполнять и усовершенствовать задуманные художественные образы в виде кукол.
  • Развивать познавательные способности у учащихся (произвольное внимание, образное мышление, воображение, память и восприятие).
  • Развивать познавательные интересы у учащихся.
  • Развивать настойчивость, терпение, обогащение досуга старинным, народным творчеством.
  • Развивать умение работать в коллективе, чувство ритма, пропорций, художественный вкус.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, уважение к труду, любовь к искусству.
  • Воспитывать чувство национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, традиционному народному искусству.
  • Способствовать совершенствованию духовной культуры, закреплению нравственных ценностей.

Дидактические средства обучения: наглядные пространственные модели: макеты кукол; схемы, показывающие поэтапное выполнение каркасов мужских и женских фигур; раздаточные материалы: «Виды плетешков»; схемы, показывающие поэтапное плетение узоров; «карточки-задания» по ранее  изученному учебному материалу.

Требования к уровню освоения содержания кружкового занятия

Младший школьник, изучивший кружковое занятие по соломоплетению, должен

  • иметь представление:
    • об историческом развитии искусства художественной обработки соломки;
  • знать:
    • историю возникновения и развития соломоплетения;
    • свойства и виды соломки;
    • инструменты и приспособления;
    • последовательность подготовки материала к работе (размягчение);
    • простейшие конструкции кукол (скручивание, сгибание, связывание, резание, отделка);
    • последовательность выполнения каркасов кукол;
    • законы композиции (пропорциональности и ритма);
    • виды плетешков и последовательность их выполнения;
    • способы окончательной отделки изделий;
    • критерии оценки;
  • уметь:
    • отличать куклы разных народов по существенным признакам;
    • выбирать вид соломки для изготовления каркасов и плетешков из соломенных лент;
    • подготавливать материал к работе;
    • выполнять каркас кукол из пучков соломы;
    • выполнять плетения разных видов;
    • оформлять каркас куклы плетешками из соломенных лент;
    • выполнять окончательную отделку куклы;
    • выбирать способы плетения и гармонично сочетать их для создания художественного образа;
    • работать со схемами;
    • анализировать работу;
    • оформлять выставку.

Объем кружковых занятий и виды учебной работы

На изучение этого курса предложено 32 часа, продолжительность одного занятия составляет 2 часа (1 час 30 мин.).

Вид учебной работы Объем работ, час
Всего часов
Общая трудоемкость 32
Аудиторные занятия, в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
32
12
20

Тематический план

№ п./п.

Темы кружковых занятий

Всего часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1. Вводное занятие

2

1 ч 40 мин.

20

2. Изготовление каркасов

12

1 ч 10 мин.

10 ч 50 мин.

2.1. Каркас фигуры

4

30 мин.

3 ч 30 мин.

2.2 Каркас женской фигуры

4

20 мин.

3 ч 40 мин.

2.3. Каркас мужской фигуры

4

20 мин.

3 ч 40 мин.

3. Техника соломоплетения

4

2 ч

2 ч

4. Кукла

4

20 мин.

3 ч 40 мин.

5. Куклы разных народов (выставка)

4

4 ч

 

6. Самостоятельная работа

4

20 мин.

3 ч 40 мин.

7. Заключительное занятие

2

2 ч

 

Рабочая программа

Тема занятия

Содержание занятия

Средства об.

Часы

1. Вводное занятие. Теоретическая часть:

Соломка – основной материал для занятий, ее характеристика и особенности работы с ней.
Роль и место изделий из соломы в современном мире.
История развития традиций к декоративно-прикладному искусству.

Практическая часть
Анкетирование. Приложение 1

Карта интересов 2
2. Изготовление каркасов.     12
2.1. Каркас фигуры.

Теоретическая часть:
Сказка про золотую Соломинку. Приложение 2. Простейшие конструкции кукол.
Пропорциональное соотношение частей в соломенной фигуре. Характерные особенности изображения из соломы. Знакомство с соломенной куклой.

Практическая часть:
Подбор сырья для изготовления женских фигурок. Подготовка соломки. Размягчение. Выполнение куклы из одного пучка соломы.

Макет кукол 4
2.2. Каркас женской фигуры. Теоретическая часть:
Соломенная кукла из двух пучков соломы (простой женский каркас фигуры).

Практическая часть:
Технология изготовления пучков из соломы, технология изготовления самой куклы.

схемы, макет куклы из 2 пучков 4
2.3. Каркас мужской фигуры. Теоретическая часть:
Выполнение каркасов мужских фигурок (из 3 пучков соломы).

Практическая часть:
Технология изготовления пучков из соломы.

схемы и макет 4
3. Техника соломоплетения. Теоретическая часть:
Знакомство с традициями историей ремесла народного соломоплетения. Виды плетешков. Работа по схемам, таблицам. Способы плетения, принципы. Особенности соединения соломы.
Практическая часть:
Выполнение плетешков из бумажных разноцветных полосок. Выполнение плетешков «косичка», «зубатка», «рогожка», «елочка», узоров «паркетик», «шахматка».
Распечатки, схемы 4
4. Кукла. Теоретическая часть:
Украшение соломенной куклы, выполненная в технике соломоплетения. Доклад на тему: «Соломоплетение в ДПИ» (примеры из жизни, которые хорошо запоминаются.).

Практическая часть:
Технология изготовления различных плетенок из соломы. Украшение фигуры кукол – различными плетешками в технике соломоплетения. Заключительная отделка  кукол.

макет 4
5. Куклы разных народов (выставка). Непосредственное общение с произведениями народного ДПИ, а также разноплановое искусство современных художников.   4
6. Самостоятельная работа. Теоретическая часть:
Конкретизация, обобщение, закрепление пройденного материала, работа по карточкам-заданиям. Приложение 3.
Практическая часть:
Выбор техники исполнения своей работы. Разработка эскизов. Просмотр и утверждение эскиза. Работа по воплощению своего эскиза в оформление куклы. Под ведение итогов. Опросник. Приложение 1.
Карточки-задания, карта интересов 4
7. Заключительное занятие. Подготовка помещения и изделий к выставке, изготовление объявлений. Приглашение гостей. Торжественное открытие выставки изделий. Вручение сувениров автору лучших работ. (Лучшие работы определяют школьники).   2

Тематическое планирование составлено на основе следующей литературы:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М.: Эксмо, 2005. – 64с.
  2. Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 217с
  3. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. Культура и традиции. 2000.
  4. Павлова И.И. Белхудожпромыслы. Государственный концерн: Каталог изделий. – Мн.: Спектрдиалог, 1999. – 88с.
  5. Панфилова Т.Ф. Обучение детей с природными материалами. Методика и практика. – Издательство «Школьная пресса», 2004.

Приложение 4