Игра в ансамбле в классах специального и общего фортепиано в музыкальной школе

Разделы: Музыка


Цель и задача создания данного сборника – увлечь детей популярным, доступным музыкальным материалом, привить интерес к ансамблевой игре.

В сборник вошли 10 песен из м/ф, знакомые детям с раннего детства, в переложении для исполнения в четыре руки на одном или двух фортепиано.

Переложения дополнены стихами и рисунками, что помогает ребенку создать конкретный образ, а одновременное исполнение мелодии со словами, помогает освоить дыхание, фразировку и выразительность мелодии.

Материал рассчитан для работы в классах специального и общего фортепиано.

Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. Дети обычно любят играть несложные пьески со своим педагогом. На личном опыте я убедилась, что дети с большим удовольствием исполняют знакомые мелодии. Но при подборе репертуара преподаватель часто сталкивается с трудным и сложным переложением популярной музыки. Учитывая большой интерес к этому виду музицирования и несомненную его пользу, я создала сборник ансамблей, составленный из переложений хорошо знакомых детям песен из мультфильмов. В него вошли десять пьес, удобно размещенных – каждая партия занимает одну страницу, с приложением текста песенки и рисунка (см. Приложение 1).

Большинство четырехручных пьес намеренно дано в максимально легком изложении партии, исполняемой учеником, с тем, чтобы учащийся мог направить свое внимание главным образом на задачи ансамблевого исполнения. Эти пьесы, т.е. партии ученика, также целесообразно использовать для чтения с листа с детьми средних и старших классов. Некоторые из ансамблей рассчитаны на совместную игру самих учеников. Например, “Песенка Мамонтенка”, “Антошка”, “Песенка крокодила Гены” (см. Приложение 1, Приложение 2).

Необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным все более тонким и слуховым восприятием музыкальной ткани (умение вслушиваться в звучание и добиваться правильной фразировки мелодии, каждого голоса в отдельности и в их сочетании, нужной звучности при исполнении мелодии с аккомпанементом и т.п.).

Работая с учеником над произведением, педагог должен приучать учащегося вслушиваться в музыкальную ткань сочинения, добиваясь не только точного исполнения нотного текста и правильной фразировки, но и осмысленной передачи содержания и характера музыки. Выполнение этих задач во многом зависит от умения преподавателя ярко, образно и понятно рассказать ученику о содержании произведения, обратив его внимание на выразительные средства, которыми раскрывается музыкальный образ пьесы.

В результате первых лет обучения (1–3-е классы) ученик должен научиться выразительно, достаточно полным и певучим звуком играть мелодию с несложным аккомпанементом, уметь передать музыкальный образ и характер исполняемых пьес, пользуясь динамическими красками (преимущественно приемом контраста forte и piano) и различными приемами звукоизвлечения: legato, non legato, staccato.

В сборнике переложений “Ансамбли для детей” простота партий ученика, обеспечивает удобство и естественность прикосновения ребенка к инструменту. Распределение мелодии между двумя руками, из которых каждая берет минимальное количество звуков, снимает напряжение, помогает использовать вес руки, добиваться глубины звучания. Здесь ученик осваивает такой прием игры, как переход “ легато” из руки в руку.

Главное внимание отводится выразительному исполнению песенных мелодий. Необходимо научить ребенка в инструментальном звучании мелодии слышать и чувствовать ее вокальные свойства – линию развития, яркие интонации, мелодическое

дыхание. Мелодическая линия должна передаваться не разрозненными звуками, а в виде оформленных музыкальных мотивов – фраз, в которых имеются свои яркие интонации.

Никакие указания не смогут точнее и тоньше передать все нюансы артикуляции, чем живая речь и конкретный образ. Роль текста в период обучения трудно переоценить. Им определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии.

Самой доступной и понятной для ребенка формой приобщения к музыке является пение со словами. Каждая пьеса в сборнике дана с текстом стихов и ученик может сначала спеть просто мелодию под аккомпанемент педагога, а потом уже сам петь и играть. Детям это очень нравится. Так может зародиться склонность к многократным повторениям, а следствием является улучшение качества исполнения.

Осмысленность речевой интонации переносится в интонацию музыкальную, помогая найти нужную окраску звука и отсюда – сам способ звукоизвлечения. Мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается, а потому легче переходит в область внутреннего слуха, активизируя его и становясь тем стержнем, на котором строится логика формообразования.

Сборник служит развитию творческой инициативы маленьких музыкантов. Первая самая простая форма ее проявления – поиски новых вариантов распределения звуков между руками. В дальнейшем можно практиковать и более сложные задания – поиски ребенком собственного варианта первой, а затем и второй партии, сочинение им своих вариантов. Например, смена регистров. Очень часто я сама предлагаю ученику “пофантазировать” с регистрами. Это достаточно весело и забавно. В этот момент дети часто придумывают свои сценки с героями мультфильмов.

Возвращаясь к пьесам, пройденным ранее в четыре руки, можно предложить ребенку объединить обе партии в одну. Этот материал можно использовать и на уроках музицирования.

В настоящее время детское музыкальное образование побуждает педагогику к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными. Надо помнить, что процесс обучения должен быть посильным и радостным, так как если постижение азов музыкального искусства сопряжено с непомерной затратой усилий, то интерес к занятиям у ребенка, как правило угасает.

Моя основная задача – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить нужные движения рук.

Глубоко прав Д. Кабалевский, говоря, что “интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль”.

“Зажечь, “заразить” ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать,– считает А.Артоболевская.– Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков”.

Анна Даниловна часто повторяет: “ Память детства – самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Ребенка надо сразу “окунать” в музыку, давая ему возможность с первых же встреч активно действовать, создавая музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании ученика как целостный образ, который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы. Более того, от яркости возникшего образа у ребенка подчас как бы сама собой рождается способность передать его необходимым для этого движениями рук.

Как я уже упоминала, одна из важнейших для меня задач – зажечь в ребенке интерес к музыке, слить музыку с его жизнью, с его играми. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами.

Необычайно полезна для детей ансамблевая игра, которая широко рекомендуется. Игра в ансамбле с педагогом – обязательный компонент обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует музыкальное развитие, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительной выразительности. При изучении ансамбля, ребенок вслушивается в звучание нового для него гармонического фона в партии педагога, в выразительно – изобразительные краски сопровождения, его ритмически – организующее начало. Далее внимание ученика направляется на слушание элементов полифонии, острой и колористической ритмики.

Я активно использую данные переложения на уроках общего фортепиано. Это помогает детям быстрее освоить и нотную грамоту, и клавиатуру, и поддерживает интерес к предмету.

При недостаточной эмоциональной отзывчивости на музыку рекомендуется на начальных занятиях чаще пользоваться песенной литературой, конкретнее воздействующей на музыкальные впечатления ребенка и активизирующей его интерес к музыке. Характер подготовки детей к усвоению исполняемых произведений зависит от степени их музыкальной восприимчивости. Полезно предварительно (до исполнения) ознакомить детей с предлагаемым для слушания произведением. Такая подготовка включает разъяснение словесного текста, характера музыки и ее образного содержания, сходства и различия частей формы, выразительных особенностей мелодии, ритма, регистров, динамики, штрихов. Данный сборник призван помочь более простым и доступным способом, на понятном ребенку материале объяснить форму, ритм, динамику, регистры, штрихи.

Развитию и стимулированию важнейшего качества – умению хорошо слушать музыку и активно участвовать в исполнении – служит игра в ансамбле, где эти качества совершенствуются благодаря необходимости слушать партнера, согласовывать звучность и преемственность обеих партий.

Ансамбли обогащают музыкальные представления ученика яркими ладо – гармоническими звучаниями, образной характеристичностью разных жанровых зарисовок.