Старое на новый лад

Разделы: Логопедия


К сожалению, нередко можно встретить логопедов, которые занятия с дошкольниками проводят по шаблону, трафаретно и скучно. Сидит с ребенком такой логопед и изо дня в день "учит" название предметной картинки, "связывает" заученные с трудом слова в цепочки-предложения, опять же "учит" различать в словах слоги, в слогах - звуки. С дошкольником ведется работа над звукопроизношением, над обогащением словаря и совершенствованием фразы, по нормализации темпа и плавности речи. И все это идет по замкнутому кругу: картинки предметные, лото, домино, картинки сюжетные, развернутые фразы, сказки, рассказы. Для всех детей путь одинаков, только одни на этом материале автоматизируют и дифференцируют звуки; другие учат новые слова, третьи идут от сопряженной речи к отраженной речи, отвечают на вопросы и т.д.

Сделать занятие с детьми интересным, а не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть - вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Игра - один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра - наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Таким образом, перед логопедом в его работе с дошкольниками стоят две основные задачи.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у нас, логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

Кольца Луллия - одно из средств развития интеллектуально - творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой 3 подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на 8 секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта.

Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Предлагаемая система упражнений с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и подгрупповых заданий на коррекционном занятии, способствует обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей с диагнозом ОНР.

Тогда и возникла у меня идея, а можно ли использовать это приспособление для звукового анализа и синтеза слов. Ведь это один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, я создала на основе этого приспособления свой дидактический материал. За основу я взяла кольца добавила модели: звуковичков, позиция звука и обычные картинки.

Игра с правилами -"Загадочные кольца" (для детей 6-7лет)

Цели. Развивать фонематический слух, учить детей в звуковом анализе, закреплять знания детей о звуках, развивать зрительный анализатор, учить подбирать слова к схеме, соотносить схему со словом и картинкой. Воспитательные: активизировать состязательные отношения между партнерами в процессе достижения выигрыша; побуждать соблюдать договор в процессе игры.

Ход игры

Вариант 1. "Найди" В игре принимает один ребенок. Взрослый предлагает ребенку подобрать картинку по схеме: звук, позиция звука.

Вариант 2. "Кто скорее соберет?". В игре могут принимать участие от двух до четырех детей. Взрослый после рассматривания и обсуждения с детьми картинок на секторах кругов предлагает двум из них самостоятельно собрать цепочку. Звенья -круги последовательно подобрать картинку к схеме и к картинке - звуковичку .Выигрывает тот, кому удастся сделать это первому и без ошибок.

Вариант 3. "Кто больше соберет?". В игре могут принимать участие от двух до четырех детей. Педагог предлагает им самостоятельно собрать цепочки . За каждую правильно собранную цепочку игрок получает фишку. Выигрывает тот, кому удастся без ошибок составить большее количество цепочек за 3 минуты.

Вариант 4. "Я загадаю - ты отгадай". В игре принимают участие два ребенка. Первый игрок предлагает второму собрать цепочку. Затем проверяет правильность выполнения задания совместно со взрослым. После этого второй игрок задает первому игровую задачу. Выигрывает тот, кому удастся составить большее количество цепочек без ошибок.